Большой
простор для творческого воображения мастера дает наиболее распространенный
среди крымских татар вид декоративного искусства, как вышивка. Вышивка, как с
художественной, так и с технической точки зрения имеет большие и длительные
традиции.
Цель исследования — систематизировать и обобщить сведения о
формировании профессиональной лексики вышивального искусства.
В крымскотатарском языкознании профессиональная
лексика до сих пор не была объектом специального исследования. Она лишь
частично зафиксирована в переводных словарях, а также в исторической,
этнографической и художественной
литературе. В этой области достойны особого внимания труды П.Я.
Чепуриной, Е.Ю. Спасской, А.М.
Петровой, В.В. Контрольской, У.А. Боданинского. Тем не менее, термины,
относящиеся ко многим отраслям, оставались не собранными и не обработанными.
Между тем, изменения экономической жизни, внедрение достижений науки и техники
во все области хозяйства приводят к коренным изменениям или даже исчезновению
некоторых промыслов. В связи с этим и профессиональная лексика подвергается
изменениям, а отдельные термины вообще выпадают из употребления. Это еще более
повышает актуальность изучения профессиональной лексики на данном этапе.
Терминологическая лексика, возникает на основе словарного фонда общенародного языка
в результате переосмысления, присвоения словам специальных значений.
Образование специальных терминов путем изменения значения обычно связывается с
явлением переноса значений, то есть путем применения слова, как в прямом, так и
в переносном значении [3, с. 12]. Большую часть лексики вышивания составляют
слова, возникшие путем аналогии. Особый интерес представляют изобразительные мотивы, применяемые в
узоре крымскотатарских вышивок. Мотивы орнаментов выражают миропонимание
народа. Мир орнаментальных образов крымскотатарской вышивки связан с окружающей
природой и предметной средой, значительную часть составляют узоры, связанные с
культовыми обрядами, верованиями и представлениями народа в прошлом.
Мотивы вышивного орнамента можно
разделить на следующие группы и подгруппы:
I. Растительные:
а) цветы; б) деревья; в)
кустарники; г) плоды; д) фрукты; е) овощи.
II. Геометрические.
III. Зооморфные:
соматизмы
IV. Изображения предметов:
а) предметы быта; б) архитектурные
объекты; в) орнамент ритуальных предметов.
V. Природные объекты и явления.
Самым продуктивным способом
создания слов-терминов по аналогии является называния по уподоблению различным
растениям: деревьям, цветам и плодам,
так как основным мотивом узоров в искусстве вышивания является растительный мотив
[3, с. 13]. У.А. Боданинский о красоте Крыма и рукоделии крымскотатарских
мастериц писал следующее: «Красивая, разнообразная природа Крыма: степи,
голубые горы, долины рек, море, растительность, залитые ослепительными лучами
южного солнца оставили в народном творчестве татар, особенно в вышивках,
сильнейшие следы. Воспринимая все это под углом неисчерпаемой деятельной
фантазии и облекая в высоко художественные формы и красочные созвучия,
неведомые женщины-затворницы из толщи трудовых масс своим высоким творчеством и
трудом создали целостный, яркий и большой стиль крымских вышивок». Ученый также дополняет, что каждый шов,
каждый орнаментальный мотив имеют свои незатейливые, но образные названия [2,
с. 72].
В вышивках мы видим обилие цветов:
Ø фесильген ¾ базилик,
Ø пападие ¾ ромашки,
Ø занбакъ ¾ лилии,
Ø къаранфиль ¾ гвоздики,
Ø мелевшее ¾ фиалки,
Ø акъбардакъ ¾ подснежники,
Ø эрылгъан¾ сирень,
Ø пейгъамбер дёгмеси ¾ ландыши,
Ø гуль ¾ роза,
Ø ляле ¾ тюльпан,
Ø сумбуль ¾ гиацинт и т.д. [5,
с. 29].
Цветущие кусты, деревья, гирлянды:
Ø эгри-дал ¾ гнутая веточка,
Ø гуль гондже ¾ бутон розы,
Ø топ мелевшее ¾ букет фиалок,
Ø тепси-чичек ¾ цветы на блюдце,
Ø череп-чичек ¾ ваза с цветами.
Мир цветов дополнялся изображением плодов и
деревьев:
Ø юзюмли череп чичек ¾ цветы в вазе с виноградом,
Ø нар чичеги ¾ цветы с гранатом в вазе,
Ø сельби череп чичек ¾ тополь с цветами в горшке,
Ø къыбрыз тереги ¾ кипарис,
Ø къызылчыкъ ¾ кизил,
Ø бадем ¾ миндаль.
Кроме того, вышивались мотивы:
Ø джилек ¾ клубника,
Ø къарпыз ¾ арбуз,
Ø бакъла ¾ фасоль,
Ø фындыкъ ¾ орех [4, с. 10-11].
В геометрических орнаментах крымскотатарских
вышивок использовались следующие формы: прямые линии, треугольники,
четырехугольники. Геометрические формы в народной традиции имеют конкретные
названия, связанные порой с природой и животным
миром:
Ø прямые линии ¾ «дюз»,
Ø вертикальные ¾ «тик»,
Ø горизонтальные ¾ «уфукъ»,
Ø параллельные ¾ «мювез», «мувазий»,
Ø наклонные ¾ «маиль»,
Ø основная изогнутая композиционная линия ¾ «сюлюк»,
Ø соединение двух наклонных линий ¾ «балыкъ къуйругъы» ¾ хвост рыбы,
Ø непрерывное повторение этих
наклонных ¾ «ядесли су» ¾ линии дужек, куриные ключицы,
Ø пересечение горизонтальных и
вертикальных линий ¾ «сантрач» ¾ клетка,
Ø пересечения двойных, тройных
горизонтальных и вертикальных линий ¾ «сантрач асма» ¾ виноградная клетка [5, с. 25; 8, с. 491-492].
Некоторые геометрические узоры
осмысливаются рукодельницами
мастерицами как изображения воды, реки, ручья:
Ø прямая линия ¾ «сув» ¾ вода,
Ø начало полосы ¾ «сув башы»,
Ø конец полосы ¾ «сув чети» [8, с. 492].
Термины основных форм, составляющих
геометрические орнаменты, давались, главным образом по числу углов или по
принципу аналогии сходства с предметами быта или кулинарных изделий. Квадрат и
прямоугольник одновременно ¾ это «дёрткоше»,
очень редко «къыскъа дёрткоше». Любой вид треугольника ¾ «учь коше» часто называли «къыйыкъ»
¾ слоеное
кондитерское изделие, прямоугольный треугольник ¾ «тик учкоше» [5,
с. 26]. Ромб носил название «кобек» ¾ пуп, сердцевина (плода), центр или «пахлава» ¾ резанное в форме ромба сладкое печенье [8с. 492]. Круг
образов животного мира ограничивается изображениями. Наиболее распространенные
названия связаны с представлением о птице, причем имеются термины, обозначающие
как целых, так и части птиц и животных (соматизмы), а также их следы: «тавус
къуш» ¾ павлин, «къартал» ¾ орел. Птицы часто изображаются на ветвях
строго симметрично [1, с.
45; 6, с. 470]. Слова-термины, относящиеся к
соматизмам: «бота козь» ¾ глаз верблюжонка, «балыкъ пулу» ¾ рыбья чешуя, «гогерджин тобугъы» ¾ голубиные лапки, «огюз сийдик» ¾ след вола, «кеди баджагъы» ¾ след кошачьей лапки [7, с. 18-30].
Крымскотатарские вышивальщицы
искусно включают в орнаментацию вышивки изображения некоторых предметов быта. В
основном это инструменты домашнего производства женщин:
Ø «Элелие» (вариант «чехри») ¾ моталка для нитей;
Ø «атлавбаш» ¾ палка для сбивания масла;
Ø «кели» ¾ ступка,
Ø «перашлы» ¾ ящик для ложек,
Ø «къуту» ¾ коробка для хранения мелких вещей;
Ø «урчукъ» ¾ веретено,
Ø «ореке» ¾ фигурная доска, к которой
привязывают пучок шерсти,
Ø «пармакълыкъ» ¾ решетка; штакетник,
Ø «даре» ¾ бубен [5, с. 28-29; 8, с. 492].
На вышивках, связанных с религиозными обрядами,
вышивались:
Ø стилизованные мечети ¾ «джами»,
Ø минареты ¾ «михраб»,
Ø усыпальницы ¾ «дюрбе».
Также изображались ритуальные предметы:
Ø «теспи» ¾ четки,
Ø «дуа», «амайле» ¾ амулеты-молитвенники и др. [5, с. 30].
При изображении природных объектов и явлений
использовались такие слова-термины, как «кок» ¾ небо, «йылдыз» ¾ звезды, «аджылар ёлу» ¾ млечный путь, «толу ай» ¾ полная луна, «кунеш», «кунь-кобе» ¾ солнце [5, с. 30]. Орнамент
в вышивках связан с бытом, традициями и обычаями крымских татар. В вышивках мы
находим отражение национально-специфической картины мира, так как
крымскотатарские мастерицы вкладывают в свои узоры представления о реальном
мире. Их представления об окружающей действительности проявляются в лексике
вышивального искусства. Таким образом, лексика вышивального искусства, будучи
частью профессиональной лексики непосредственно связана с культурной жизнью и
бытом крымских татар.
Использованная литература:
1.
Алиева Г.М. Художественные ткани Азербайджана XIX ¾ нач. XX вв. ¾ автореф. дис. кан. иск. — Баку: Эли, 1972. —
17 с.
2.
Боданинский У.А. Археологическое и этнографическое изучение
татар в Крыму / Крымские татары: Хрестоматия по этнической истории и
традиционной культуре./ Авт-сост. М.А. Араджиони, А.Г. Герцен. — Симферополь:
Доля, 2005. — 576 с.
3.
Дадаханова Т. Лексика вышивального искусства в узбекском
языке. — автореф. дис. кан. филол. наук. — Таш.: Академия наук Узбекской ССР. ¾ 1963. — 20 с.
4.
Желтухина О. Амальгама природы // Къасевет. — 1998. — №1. —
С. 8-12
5.
Изидинова С.Р. Об искусстве орнаментального тканья крымских
татар. — Севастополь: ЭКОСИ-Гидрофизика, 1995. — 40 с.
6.
Саковец Т.М. Крымские орнаменты в рисунках В.В. Контрольской.
— Вып. 1. — Симферополь. ¾
С. 468-474.
7.
Чепурина П.Я. Орнаментальное шитье Крыма. — М.-Л.:
Всесоюзное кооперативное объединенное издательство, 1938. — 63 с.
8. Чепурина П.Я. Анализ орнаментальных форм тканья / Крымские татары:
Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре // Авт-сост. М.А.
Араджиони, А.Г. Герцен. — Симферополь: Доля, 2005. — 576 с.
|