Проблема развития навыков устной речи у первоклассников является одной из
наиболее актуальных задач методики преподавания крымскотатарского языка. В ходе
работы над этой проблемой мы столкнулись с необходимостью отбора
синтаксического языкового материала, подлежащего усвоению на начальном этапе
обучения крымскотатарскому языку. На наш взгляд, для изучения должны отбираться
часто используемые в речи синтаксические явления. Их частотность мы опредилили,
проанализировав тексты, близкие к устной крымскотатарской речи детей,
обучающихся в начальных классах средних образовательных школ. Среди более 30
рассмотренных текстов – диалоги, народные сказки, литературные произведения для
детей, а также рассказы и стихи, написанные детьми. (4, 5, 6). Ранее
лингвистами изучались синтаксис и стилистика крымскотатарского языка в целом
(1, 2, 3). Однако тексты, близкие к устной детской речи, отдельно не
рассматривались. В данной статье мы хотели бы обобщить результаты частотного
анализа синтаксических особенностей выше упомянутых текстов и ответить на
следующие вопросы:
1. Обучая первоклассников общению на крымскотатарском языке, следует обратить
их внимание на составление предложений, в основном двусоставных. А существенно
ли количество односоставных предложений в детской речи?
2. Односоставные предложения какого вида встречаются чаще?
3. Какими частями речи выражаются обычно члены предложений?
4. На какие синтаксические особенности следует обратить внимание в школьной
практике?
В процессе анализа текстов определялись количество предложений, их типы,
члены предложений, процентное отношение. Значительную помощь в этой работе
оказали студенты филологического факультета Крымского государственного
инженерно-педагогического университета, за что выражаем им свою
признательность.
Рассмотрим типы предложений по строению.
Подсчёты показали, что простые предложения составляют 89 %, сложные
соответственно 11 % всех предложений текстов. Из сложных предложений чаще
использовались бессоюзные со значением присоединения. («Кель заман, кет заман,
кузь келе» – «Прошло время, пришла осень»).
Каково количество типов предложений по составу? Выявилось, что из простых
предложений двусоставные насчитывают 66 % («Багъчада вишне тереги осе» – «В
саду растёт вишнёвое дерево»), а односоставные – 22 % («Чегирдектен осип
чыкъты» – «Выросло из косточки»). Неполные предложения встречаются в основном в
диалогах, на них пришлось 12 % («Я къалачлар?» – «А калачи?»). Из односоставных
предложений – 69 % приходится на определенно-личные предложения («Мында бутюн
къорантамызнен топланамыз» – «Здесь собираемся всей семьёй»). 19 % на
неопределенно-личные («Базардан одур-будур алып, эвлерине къайтып келелер» –
«Сделав на базаре покупки, вернулись домой»). Назывные предложения («Не къадар
кениш ве ярыкъ ода!» – «Какая просторная и светлая комната!») и безличные
предложения («Оларны сакъламакъ керек» – «Их нужно беречь») составили вместе 12
%.
Рассмотрим члены предложения, их виды и способы выражения.
Подлежащее в большинстве случаев выражено существительным («Бу теречик
къайдан пейда олды экен?» – «Откуда появилось это деревце?»).
Довольно часто в роли подлежащего выступают личные местоимения («Сен
дерсинъни къаерде азырлайсынъ?» – «Где ты выполняешь домашнее
задание?»), реже указательные («Я бу не?» – «А это
что?») и другие местоимения («Эр шей мында осе» – «Всё
здесь растёт»). Словосочетаниями («Биз бабамнен дагъгъа бардыкъ»
– «Мы с отцом пошли в лес»), числительными («Экиси
де ишке кирише» – «Оба приступили к работе») и другими частями
речи подлежащее выражается редко.
Сказуемые, как правило, выражены глаголами изъявительного наклонения — икяе
мейиль («Дагъда чешит айванлар да яшай» – «В лесу живут
разные звери»). Сравнительно большое количество – 34 % насчитывают составные
глагольные и составные именные сказуемые – муреккеп фииль хабер, муреккеп
исим хабер («Сычанларны тутып ашай» – «Ловит мышей»; «Келинъ ярдым
этейик» – «Давайте поможем»). Существительные и прилагательные в роли
сказуемого – исим-хабер выступают реже («Дагъларымыз бизим байлыгъымыздыр»
– «Леса – наше богатство»; «Дагъларымыз пек дюльбер»
– «Наши горы очень красивы»).
Интересно положение с определениями. Определения, выраженные
прилагательными, составляют только 33 % («Бизде беяз мышыкъ яшай»
– «У нас живёт белая кошка»). 67 % случаев, когда в роли
определения бывают другие части речи. Из них; существительные – 26 % («Озенбаш
къавесине кире» – «Заходит в кофейню Озенбаша»), местоимения –
23,2 % («Бунынъ сеси сенинъ къавенинъ бувуна
акътыр» – «Их звон – плата за пар от твоего кофе»),
причастия – 12,5 % («…таштан ясалгъан уфакъ бир эвчикте тавукъ
яшай экен» – «Курица жила в маленьком домике, сделанном из
камня»), 5,3 % – числительные («Байрамда биринджи ерни Алиечикке
бердилер» – «На празднике первое место дали Алие») и другие части
речи. Определения в начальной форме – сыфатлайыджы айырыджы составили
62,5 % («Онынъ (мелевшенинъ) назик къокъусы чевре-четке даркъала»
– «Её (фиалки) нежный запах распространяется повсюду»). На
определения в родительном падеже – саиплик айырыджы пришлось 37,5 % («Баласынынъ
суаллеринден джаны сыкъылгъан торгъай…» – «Воробей, уставший от вопросов своего
детёныша…»).
Из обстоятельств чаще всего встречаются обстоятельства места («Дагъда
чокъ тереклер осе…» – «В лесу растёт много деревьев»). Вдвое
меньше – обстоятельства времени («Куньлерден бир кунь шу
тавукънынъ тузу бите экен» – «Однажды у курицы кончилась соль»).
Реже используются обстоятельства образа действия («Аначыгъым, мен де ишсиз
отурмадым…» – «Мамочка, я тоже без дела не сидела»), цели («Эвель
заманларда къышта оджакъ якъмакъ ичюн одун азырламакъ керек ола
экен» – «В прежние времена, чтобы разжечь очаг зимой, нужно было
заготавливать дрова»), степени («Мен бу ерни пек севем» – «Мне
это место очень нравится») и др.
Результаты анализа текстов позволяют сделать следующие выводы. При отборе
учебного материала для младших школьников, в процессе работы по обучению
крымскотатарскому языку в первом классе методистам и учителям следует учитывать
выявленные синтаксические особенности:
· обучая детей использованию двусоставных
предложений, необходимо уделять достаточное внимание построению и односоставных
предложений. Например, в ответ на вопрос: «Сиз къайда яшайсыз?» («Где вы живете?»)
отметить два варианта ответа – «Биз Акъмесджитте яшаймыз» («Мы живем в
Симферополе») или «Акъмесджитте яшаймыз» («Живем в Симферополе»);
· из сложных предложений включать в тексты для
аудирования и пересказа сначала бессоюзные сложные со значением присоединения,
а затем другие типы сложных предложений;
· разнообразить работу по обогащению речи младших
школьников составными глагольными сказуемыми, активнее использовать предложения
с именными сказуемыми;
· обратить внимание детей на определения,
выраженные в предложениях существительными и местоимениями, уточнять их роль в
речи и вопросы, на которые они отвечают – Насыл? Кимнинъ? Ненинъ? (Какой? Кого?
Чего?);
· сначала обучить первоклассников использованию в
речи обстоятельств места, затем времени, а после вводить в их речь другие виды
обстоятельств.
Надеемся, что результаты анализа текстов помогут в составлении программ и
тематических планов по крымскотатарскому языку для младших школьников.
Литература:
1. Акъмоллаев Э.С. Къырымтатар тилининъ амелияты. Синтаксис. Фил. фак. студ.
ичюн дерслик. – Ташкент: Укитувчи, 1989. – 160с.
2. Гаркавец А.Н. Ана тили. Къырымтатар тилини факультатив оларакъ огренген
8-инджи сыныф талебелери ичюн сынама дерслик. – Киев: Рад. шк., 1989. – 192с.
3. «Йылдызчыкъ», №№2 – 4, 2000 – 2001.
4.
Касич-Харахады С.И. Кенджелерге окъунъыз.
Мектеп чагъына къадар балаларгъа окъумакъ ичюн китап. – К.: Освита, 1991. –
272с.
5. Меметова Э.Ш. Къырымтатар тилининъ услюбиети ве нутукъ медениетининъ
эсаслары. – Симферополь: Крымучпедгиз, 2002. –
82с.
6.
Милушева-Ислямова Л.А., Бакиева Л.А. Биз
къырымтатар тилинде лаф этемиз. – Симферополь: Крымучпедгиз, 1994. – 99с.
|