"Elyazma kitapları" İlmiy Araştırma Merkezi
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 24/04/28, 00:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Navigatsiya
Kategoriyalar
Antroponimika [1]
Edebiyatşınaslıq [21]
Folklor [13]
Sahnacılıq [4]
Tarih [11]
Tenqid [4]
Tilşınaslıq [19]
Kitaphanecilik [0]
Matbuat [32]
Maarifçilik [2]
Medeniyet [6]
Mimarcılıq [1]
Müzeşınaslıq [1]
Soyadlar bazası
"Tamırlarıñnı ögren"
Aqmescit Devlet Arşivinde
Soyadıñnı tap!
Statistics
Продвижение неизбежно Апдейты поисковых систем
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Maarifçilik

Кондратюк Г.Н.:Развитие крымскотатарских школ в первой половине 1920-х гг.

Цель настоящей статьи – изучить становление и развитие крымскотатарских школ в 1920-1923 годах, подготовки педагогов Тотайкойским (Крымскотатарским) педагогическим техникумом. Одним из ведущих педагогов в техникуме был Бекир Чобан-заде.

Актуальность избранной темы объясняется тем, что в Автономную Республику Крым возвращается крымскотатарский народ. Обустройство репатриантов в Крыму связано с возрождением национальных школ, культуры и религии. В 2003-2004 учебном году в автономии насчитывалось 14 крымскотатарских школ. Обучение детей в них велось на родном языке. Первая после депортации 1944 года школа была возрождена в 1993 году в ПГТ Гвардейское Красногвардейского района. Крымскотатарские школы сталкиваются с большим количеством трудностей. 12 из 14 школ размещены в неприспособленных помещениях, не имеют актовых и спортивных залов, библиотек. Для учебного процесса не хватает учебников и пособий. Но одна из главных проблем – недостаточность педагогов для обеспечения качественного учебного процесса.

Изучение опыта работы крымскотатарских школ в начале 1920-х годов может помочь в выработке целостной концепции развития национального образования в Крыму. Выводы исследования могут быть использованы в процессе разработки программ и учебников для крымскотатарских школ, в частности по истории и крымскотатарской литературе. Необходимо критическое изучение опыта накопленного предшествующими поколениями просвещенцев, национальной интеллигенцией 1920-х годов.

Отзвуки депортации доносятся и по сей день. Современные проблемы депортированных крымских татар своими корнями уходят в историческое  прошлое. Это наследие сталинской концепции и сталинского подхода к решению национальных вопросов.

Творчество и просветительская деятельность крымскотатарской интеллигенции уже стали предметом изучения современных исследователей. Это работы профессора Д.П. Урсу [1].

В данной статье сделан акцент на работе Тотайкойского педагогического техникума в подготовке учителей. Техникум стал центральным учебным заведением по подготовке национальных кадров. Учебное заведение стало местом сосредоточения передовой педагогической мысли. В техникуме преподавал писатель и общественный деятель Абибулла Одабаш, ученый-тюрколог профессор Бекир Чобан-заде.

Просветительская деятельность заняла особое место в деятельности крымскотатарской интеллигенции. Она имела глубокие корни. В конце XIX века в среде мусульман России сформировалось движение джадидов. Просветительская деятельность Исмаила Гаспринского также оказала огромное влияние на формирование национального самосознания крымских татар. Деятельности новометодных школ, работе учителей придавалось огромное значение. Целью джадидов являлась модернизация исламского общества. Модернизация, прежде всего путем всемирного развития школьного образования, получения знаний молодежью, восприятие лучшего европейского опыта. Учителю принадлежало особое место в этом процессе. Культурные связи Турции и Крыма на рубеже XIX-XX веков предполагали, в том числе, обучение молодых крымских татар в учебных заведениях Османской империи. В Турции учились Асан Сабри Айвазов, Абдулла Лятиф-заде, Бекир Чобан-заде. Младотурецкая революция 1908 года оказала серьезное влияние на формирование идей крымскотатарской интеллигенции. Свою задачу младотурки видели в модернизации отставшей от Европы в своем развитии Османской империи. Архивный документ начала 1920-х годов свидетельствует: «Самой сильной в политическом отношении социальной группой является татарская национальная интеллигенция. Она сильна тем, что сосредотачивает в своих руках образованность на турецком и татарском языках и исторические национальные тенденции и традиции крымских татар. Всенародное просвещение всех отраслей находится в ее руках. Она представляет собой технические кадры татарской государственности» [2, л.4].

В педагогической деятельности нашла творческое воплощение энергия крымскотатарской интеллигенции. Открылись широкие перспективы по реализации курса национального строительства. После установления советской власти в Крыму в ноябре 1920 года количество национальных школ для крымскотатарских детей возросло в несколько раз. Стремление населения дать образование своим детям было огромным. Но эти школы располагались в не приспособленных помещениях, отсутствовала необходимая литература для проведения учебного процесса. Нарком просвещения Крымской АССР Керим Хамзин в декабре 1921 года в докладной записке о состоянии крымскотатарских школ отмечал одну из главных проблем: «… прежде всего эти школы не имеют мало-мальски подготовленных школьных работников. Современная педагогика и дидактика для них совершенно неведомые области. Персонально – это или муллы или муэдзины или просто грамотные люди, которые обучают детей так, как их когда-то учили, в которых преподавателями состоят духовные лица, не имеющие права преподавать в советской школе» [3, л. 82 об.]. Фактически сформировались две тенденции в школьном строительстве. Новые власти заинтересованы в развитии просвещения среди крымских татар, но этот процесс сразу же стремились взять под свой контроль. Педагогический состав в лице мулл для РКП (б) безусловно, был неприемлем. Поэтому в 1922 году были созданы в совхозе Тотайкой Крымские Педагогические Курсы. В начале 1923 года были преобразованы в педагогический техникум с четырехлетним курсом обучения [4, л. 2]. Народный Комиссариат Просвещения подбирал кадры для техникума. Заведующим техникумом некоторое время был Амет Озенбашлы. Работа Озенбашлы пришлась на чрезвычайно трудный период времени. В 1921-1922 годах в Крыму был сильнейший голод. Общее число умерших составило порядка 100 тысяч человек. Около 75% погибших составляли крымские татары – жители горных и предгорных деревень.

Работа интеллигенции в таких условиях являлась, безусловно, подвигом. На долю заведующего техникумом Амета Озенбашлы выпал нелегкий труд по развертыванию и становлению педагогического техникума. В начале 1924 года Тотайкойский педагогический техникум перевели в Симферополь. Учебное заведение разместили в здании, ранее принадлежавшем предпринимателю Христофорову (ныне пр. Победы). Перевод сказался положительно на организации учебного процесса. У студентов появилась возможность использовать литературу городских библиотек. Администрация техникума привлекла к работе в учебном заведении лучших преподавателей. Среди них был и профессор Крымского (Таврического) университета Бекир Чобан-заде. Это позволило организовать педагогический процесс на высоком уровне. Ученый европейского уровня, Чобан-заде, стремился привить будущим учителям любовь к родному языку, подготовить к будущей профессиональной работе. Бекир Чобан-заде осознавал значение национальной школы. В Европе после первой мировой войны школы вошли в новую фазу развития. Национальное образование и воспитание должны были формировать национальных активистов-патриотов. Студентов необходимо было ввести в круг культурных ценностей. Главным способом воспитания будущих учителей, по мнению Б. Чобан-заде, должно было стать изучение языка и культуры родного народа. Методика национальной начальной школы предполагала, чтобы учитель и ученики были одной национальности и процесс обучения велся на родном языке. Поэтому преподаваемый в техникуме курс Б. Чобан-заде занимал в учебных программах особое место. Родной язык являлся способом национального воспитания.

К преподаванию в Тотайкойском педагогическом техникуме были привлечены писатель Абибулла Одабаш, ученый, краевед, педагог Осман Акчокраклы. Акчокраклы преподавал в техникуме в 1922 и 1923 годах краеведение. Характерно, что О. Акчокраклы также получил образование в Константинополе в 1896 году. Осман Акчокраклы был опытным и талантливым педагогом. Об этом свидетельствует его работа, как и Б. Чобан-заде, в Крымском университете, в последствии пединституте. В пединституте Акчокраклы преподавал историю татарского народа и литературу.

В Тотайкойском педагогическом техникуме Б. Чобан-заде стремился применить новые методы обучения, в частности Дальтон-план. Этот метод предполагал большую самостоятельность студентов, работу с учебниками и литературой. Студенты курса делились на группы по 5-6 человек и осуществляли совместную работу.

Таким образом, в начале 1920-х годов со значительным увеличением количества начальных крымскотатарских школ возникла потребность в педагогах. Задача их подготовки реализовывалась Тотайкойским (Крымскотатарским) педагогическим техникумом. Значительная роль в его становлении принадлежит лучшим представителям крымскотатарской интеллигенции: Бекиру Чобан-заде, Амету Озенбашлы, Абибулле Одабашу, Осману Акчокраклы.

 

Литература:

1.      Урсу Д.П. Очерки истории культуры крымскотатарского народа (1921-1941гг.). Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 1999. – 144с.

2.                      ГААРК. – Ф.П. – 1, оп.1, д. 194, л. 4.

3.                      Там же. – Д. 65, л. 82 об.

4.                      Там же. – Ф.Р. – 3415, оп. 1, д. 1176, л. 2.

 

 

Категория: Maarifçilik | Добавил: tairk (11/03/14)
Просмотров: 1833 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Malümat sayısı
Photo: 47
Blog: 2
Ekspeditsiyalarımız: 3
Failler konvolütı: 246
Maqaleler: 115
Qırıtatar folklorı: 238
Guestbook: 712
Akademik lüğatlar
Kitaplarımız

Copyright "Elyazma kitapları" İlmiy araştırma Merkezi © 2024