"Elyazma kitapları" İlmiy Araştırma Merkezi
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 24/05/04, 02:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Navigatsiya
Kategoriyalar
Antroponimika [1]
Edebiyatşınaslıq [21]
Folklor [13]
Sahnacılıq [4]
Tarih [11]
Tenqid [4]
Tilşınaslıq [19]
Kitaphanecilik [0]
Matbuat [32]
Maarifçilik [2]
Medeniyet [6]
Mimarcılıq [1]
Müzeşınaslıq [1]
Soyadlar bazası
"Tamırlarıñnı ögren"
Aqmescit Devlet Arşivinde
Soyadıñnı tap!
Statistics
Продвижение неизбежно Апдейты поисковых систем
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Matbuat

Кондратюк Г.Н.: Национальная печать в Крымской АССР в 1921-1941гг.

В ноябре 1920 года в Крыму была установлена Советская власть. Руководство делом народного образования осуществлял один из отделов Крымревкома. В 1921 году произошел значительный количественный рост числа начальных крымскотатарских школ. Народный комиссар народного просвещения К. Хамзин в докладной записке констатировал: «Школы открывались стихийно. За период с 1-ноября 1920г. по 1-ноября 1921г. было открыто свыше 500 школ, причем они открывались без ведома Крымнаробраза и его органов на местах. Роль органов просвещения сводилась только к пассивной регистрации этих школ». Свой доклад нарком заключает: «…среди татар была мечта иметь хорошую европейскую школу на родном для детей языке» [1, л.82]. Вновь созданные крымскотатарские школы, помимо огромных материальных трудностей, испытывали острый недостаток учебников, методической литературы для преподавателей, письменных принадлежностей.

В 1922 году по делу национального крымскотатарского образования огромный удар был нанесен голодом. Причины голода – в первую очередь последствия гражданской войны. Выступая на VI крымской областной конференции РКП(б) в марте 1922г. Гавен говорил: «Голод здесь проявился в очень резких формах, он не уступает голоду в Поволжье. Но он не так бросается в глаза… Это происходит благодаря некоторым специфическим крымским условиям, главным образом, благодаря национально-бытовым особенностям. Крымские татары так связаны со своей деревней, что даже голод не может выгнать их оттуда, и они тихо умирают в своих деревнях… голод тяжелее всего отразился на татарском населении …около 70 % всего числа голодающих татары.» [2, с.33]

С преодолением последствий голода и разрухи стабилизируется количество школ. В 1924 году из 846 школ первой ступени – крымскотатарских 351. Из общего количества учителей 1385, крымских татар 503. Учащихся в 1924 году насчитывалось 39.385 из них крымских татар 15.000 или 38 % [3, л.49]. стабилизировавшуюся сеть школ необходимо было обеспечить учебниками и литературой. В сентябре 1923 года председатель Крымского ЦИКа Фирдевс, председатель СНК Крымской АССР Саид-Галиев и нарком просвещения Мухитдинов обратились за помощью в Наркомпрос РСФСР: «Вопрос об издании татарских учебников для татарских школ с 30.000-50.000 учащихся является вопросов жизни и смерти Крымнаркомпроса… Наркомпрос наметил на ближайшее время к изданию только те из элементарных руководств, при отсутствии которых татарская школа превращается в пустое место». [4, л. 349] Крымским комиссариатом просвещения была проделана титаническая работа по подготовке учебников, созданию авторских коллективов, налаживанию полиграфической базы. Началось издание светской литературы, т.к. ранее преобладала литература религиозного характера: «В течении шести лет Крымнаркомпросом изданы почти все учебники для татарских школ 1 ступени: учебники по родному языку, математике, географии, естествоведению, таким образом школы 1 ступени обеспечены на 80 % и школы 2 ступени некоторыми учебниками по зоологии, физике… если в 1923 году было издано всего по Крыму 52 печатных листа, то в 1926 году достигло 287 печатных листов».[5, л. 32]

Работа учебных заведений, преподавание на родном языке, издание учебников, периодической литературы готовили крымскотатарскую молодежь для активного созидательного труда. Участвуя в культурном строительстве представители старшего поколения крымскотатарской интеллигенции это отчетливо понимали: «…для налаживания своей государственной экономики крымским татарам понадобится также много людей, как и для культурно-национального творчества и просветительской работы среди масс татарского населения. Крымским татарам грозит не только вырождение, но и окончательное исчезновение, если в момент подобный настоящему они отстанут от других народов и не смогут могучим напряжением сил выдвинуть из своей сферы кадры культурных работников и борцов за светлое будущее народа.» [6, л. 17].

Роль печатного слова, книги в деле культурного строительства, ликвидации неграмотности была огромна. Основная издательская деятельность осуществлялась Крымским государственным издательством. Отдел печати Крымского О.К. ВКП(б) констатировал: «Роль Крым ГИЗа тем значительнее, что он является национальным издательством и единственным проводником национальной литературы.» [7, л. 12]. За 1923-24 учебный год Крымгосиздат выпустил 37 печатных листов литературы на крымскотатарском языке. За 1924-25 учебный год – 104 печатных листа. За 1925-26 учебный год – 246 печатных листов, что составило 57 названий книг. [8, л. 8]. Из 246 печатных листов 99 приходилось на долю учебников для школ. В 1926-27 году было издано – 266 печатных листов литературы на крымскотатарском языке, из них 129 для учебников. В 1927-28 учебном году – 478 печатных листов, из них 257 для учебников. В 1928-29 году – 437 печатных листов, из них 194 для учебников. И в 1929-30 году 836 печатных листов, из них 181 для учебников. [9, л. 61].

Вопросы подготовки учебников для крымскотатарских школ, создания авторских коллективов обсуждались на заседаниях коллегии НКПроса. Так, в мае 1925 года на заседании Коллегии под председательством Наркома Усеина Балича было принято решение: «Поручить т.т. Одабашу и Байрашевскому широко оповестить о плане издания педагогов и ученых на предмет привлечения научных сил к составлению учебников» [10, л. 96].

Несмотря на энергичные усилия в 20-х годах определенная доля крымскотатарских детей оставалась вне школы. В 1930 году ЦК ВКП(б) принял решение о переходе к обязательному всеобщему обучению с 1930-32 учебного года. Контингент крымскотатарских школ I и II ступени увеличился, возникла потребность в большем количестве учебников, пособий для преподавателей. К началу 1932 года было издано 28 назаваний учебников, как оригинальных крымских авторов, так и переводных. [11, л. 20]

На подготовку учебников в процессе всеобуча было направлено Постановление СНК Крымской АССР от 1 июля 1932 года: «Предложить НКПросу и Крым ГИЗу подготовить и издать потребное количество учебных пособий и программ, обеспечить соответствующую качественную разработку их» [12, л. 1]. Данная проблема была решена частично из-за недостатка финансирования.

Важнейшим аспектом в подготовке учебников для школ, явился перевод на ново-тюркский алфавит. Данная реформа была проведена синхронно с кемалисткой Турцией. В целом, ее можно оценить позитивно. Реформе предшествовал длительный подготовительный период времени. Использование латиницы придало импульс школьному строительству, совпав практически по времени с введением всеобщего обязательного образования.

1838 год явился своеобразным жестоким рубежом в деле школьного строительства и национальной печати. 20 июня 1938 года Бюро Крымского О.К. ВКП(б) приняло постановление об использовании кириллицы. Была дана установка: «Обязать отдел школ ВКП(б) и Крым ГИЗ представить на утверждение О.К. ВКП(б) план издания учебников для татарских школ на новом алфавите с тем, чтобы издать… все остальные учебники к 1 января 1939 года» [13, л. 179]. Издание всех учебников должно было быть осуществлено в течении полугода. Безусловно, это был нереальный план. Этим решением был нанесен удар по традициям в обучении, культуре, книгоиздательской деятельности. Внезапно целый народ стал неграмотен, тем более что никаких серьезных оснований для данной реформы не было.

Таким образом, книгоиздательская деятельность одна из важнейших сторон жизни общества. Книга – один из главнейших атрибутов цивилизованного, культурного общества. Печатное слово – способ передачи духовных достижений народа.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.

 

1.      ГААРК. – Ф.П.-1.-оп. 1.-Д. 65.-Л. 82.

2.      Известия Крымского О.К. РКП(б). – 1922. – 1 мая. №10.

3.      ГААРК. – Ф.П.-1.-оп. 1.-Д. 358.-Л. 49.

4.      ГААРК. – Ф.Р.-652.-оп. 1.-Д. 208.-Л. 349.

5.      ГААРК. – Ф.Р.-20.-оп. 3.-Д. 47.-Л. 32.

6.      ГААРК. – Ф.Р.-652.-оп. 1.-Д. 208.-Л. 17.

7.      ГААРК. – Ф.Р.-137.-оп. 1.-Д. 276.-Л. 12.

8.      Там же, Л. 8.

9.      ГААРК. – Ф.Р.-663.-оп. 1.-Д. 1836.-Л. 61.

10.  ГААРК. – Ф.Р.-663.-оп. 1.-Д. 263.-Л. 96.

11.  ГААРК. – Ф.Р.-663.-оп. 5.-Д. 76.-Л. 20.

12.  ГААРК. – Ф.Р.-652.-оп. 5.-Д. 651.-Л. 1.

13.  ГААРК. – Ф.П.-1.-оп. 1.-Д. 1863.-Л. 179.

Категория: Matbuat | Добавил: tairk (11/03/14)
Просмотров: 1538 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Malümat sayısı
Photo: 47
Blog: 2
Ekspeditsiyalarımız: 3
Failler konvolütı: 246
Maqaleler: 115
Qırıtatar folklorı: 238
Guestbook: 713
Akademik lüğatlar
Kitaplarımız

Copyright "Elyazma kitapları" İlmiy araştırma Merkezi © 2024