В ноябре 1920 года в Крыму была установлена
Советская власть. Руководство делом народного образования осуществлял один из
отделов Крымревкома. В 1921 году произошел значительный количественный рост
числа начальных крымскотатарских школ. Народный комиссар народного просвещения
К. Хамзин в докладной записке констатировал: «Школы открывались стихийно. За
период с 1-ноября 1920г. по 1-ноября 1921г. было открыто свыше 500 школ, причем
они открывались без ведома Крымнаробраза и его органов на местах. Роль органов
просвещения сводилась только к пассивной регистрации этих школ». Свой доклад
нарком заключает: «…среди татар была мечта иметь хорошую европейскую школу на
родном для детей языке» [1, л.82]. Вновь созданные крымскотатарские школы,
помимо огромных материальных трудностей, испытывали острый недостаток
учебников, методической литературы для преподавателей, письменных
принадлежностей.
В 1922 году по делу национального
крымскотатарского образования огромный удар был нанесен голодом. Причины голода
– в первую очередь последствия гражданской войны. Выступая на VI крымской областной конференции РКП(б) в марте 1922г.
Гавен говорил: «Голод здесь проявился в очень резких формах, он не уступает
голоду в Поволжье. Но он не так бросается в глаза… Это происходит благодаря
некоторым специфическим крымским условиям, главным образом, благодаря
национально-бытовым особенностям. Крымские татары так связаны со своей
деревней, что даже голод не может выгнать их оттуда, и они тихо умирают в своих
деревнях… голод тяжелее всего отразился на татарском населении …около 70 %
всего числа голодающих татары.» [2, с.33]
С преодолением последствий голода и разрухи стабилизируется количество
школ. В 1924 году из 846 школ первой ступени – крымскотатарских 351. Из общего
количества учителей 1385, крымских татар 503. Учащихся в 1924 году
насчитывалось 39.385 из них крымских татар 15.000 или 38 % [3, л.49].
стабилизировавшуюся сеть школ необходимо было обеспечить учебниками и
литературой. В сентябре 1923 года председатель Крымского ЦИКа Фирдевс,
председатель СНК Крымской АССР Саид-Галиев и нарком просвещения Мухитдинов
обратились за помощью в Наркомпрос РСФСР: «Вопрос об издании татарских
учебников для татарских школ с 30.000-50.000 учащихся является вопросов жизни и
смерти Крымнаркомпроса… Наркомпрос наметил на ближайшее время к изданию только
те из элементарных руководств, при отсутствии которых татарская школа
превращается в пустое место». [4, л. 349] Крымским комиссариатом просвещения
была проделана титаническая работа по подготовке учебников, созданию авторских
коллективов, налаживанию полиграфической базы. Началось издание светской
литературы, т.к. ранее преобладала литература религиозного характера: «В
течении шести лет Крымнаркомпросом изданы почти все учебники для татарских школ
1 ступени: учебники по родному языку, математике, географии, естествоведению,
таким образом школы 1 ступени обеспечены на 80 % и школы 2 ступени некоторыми
учебниками по зоологии, физике… если в 1923 году было издано всего по Крыму 52
печатных листа, то в 1926 году достигло 287 печатных листов».[5, л. 32]
Работа учебных заведений,
преподавание на родном языке, издание учебников, периодической литературы
готовили крымскотатарскую молодежь для активного созидательного труда. Участвуя
в культурном строительстве представители старшего поколения крымскотатарской
интеллигенции это отчетливо понимали: «…для налаживания своей государственной
экономики крымским татарам понадобится также много людей, как и для
культурно-национального творчества и просветительской работы среди масс
татарского населения. Крымским татарам грозит не только вырождение, но и
окончательное исчезновение, если в момент подобный настоящему они отстанут от
других народов и не смогут могучим напряжением сил выдвинуть из своей сферы
кадры культурных работников и борцов за светлое будущее народа.» [6, л. 17].
Роль печатного слова, книги в деле
культурного строительства, ликвидации неграмотности была огромна. Основная
издательская деятельность осуществлялась Крымским государственным издательством.
Отдел печати Крымского О.К. ВКП(б) констатировал: «Роль Крым ГИЗа тем
значительнее, что он является национальным издательством и единственным
проводником национальной литературы.» [7, л. 12]. За 1923-24 учебный год
Крымгосиздат выпустил 37 печатных листов литературы на крымскотатарском языке.
За 1924-25 учебный год – 104 печатных листа. За 1925-26 учебный год – 246
печатных листов, что составило 57 названий книг. [8, л. 8]. Из 246 печатных
листов 99 приходилось на долю учебников для школ. В 1926-27 году было издано –
266 печатных листов литературы на крымскотатарском языке, из них 129 для
учебников. В 1927-28 учебном году – 478 печатных листов, из них 257 для
учебников. В 1928-29 году – 437 печатных листов, из них 194 для учебников. И в
1929-30 году 836 печатных листов, из них 181 для учебников. [9, л. 61].
Вопросы подготовки учебников для
крымскотатарских школ, создания авторских коллективов обсуждались на заседаниях
коллегии НКПроса. Так, в мае 1925 года на заседании Коллегии под председательством
Наркома Усеина Балича было принято решение: «Поручить т.т. Одабашу и
Байрашевскому широко оповестить о плане издания педагогов и ученых на предмет
привлечения научных сил к составлению учебников» [10, л. 96].
Несмотря на энергичные усилия в 20-х
годах определенная доля крымскотатарских детей оставалась вне школы. В 1930
году ЦК ВКП(б) принял решение о переходе к обязательному всеобщему обучению с
1930-32 учебного года. Контингент крымскотатарских школ I и II ступени
увеличился, возникла потребность в большем количестве учебников, пособий для
преподавателей. К началу 1932 года было издано 28 назаваний учебников, как
оригинальных крымских авторов, так и переводных. [11, л. 20]
На подготовку учебников в процессе
всеобуча было направлено Постановление СНК Крымской АССР от 1 июля 1932 года:
«Предложить НКПросу и Крым ГИЗу подготовить и издать потребное количество
учебных пособий и программ, обеспечить соответствующую качественную разработку
их» [12, л. 1]. Данная проблема была решена частично из-за недостатка
финансирования.
Важнейшим аспектом в подготовке
учебников для школ, явился перевод на ново-тюркский алфавит. Данная реформа
была проведена синхронно с кемалисткой Турцией. В целом, ее можно оценить
позитивно. Реформе предшествовал длительный подготовительный период времени.
Использование латиницы придало импульс школьному строительству, совпав
практически по времени с введением всеобщего обязательного образования.
1838 год явился своеобразным
жестоким рубежом в деле школьного строительства и национальной печати. 20 июня
1938 года Бюро Крымского О.К. ВКП(б) приняло постановление об использовании
кириллицы. Была дана установка: «Обязать отдел школ ВКП(б) и Крым ГИЗ
представить на утверждение О.К. ВКП(б) план издания учебников для татарских
школ на новом алфавите с тем, чтобы издать… все остальные учебники к 1 января
1939 года» [13, л. 179]. Издание всех учебников должно было быть осуществлено в
течении полугода. Безусловно, это был нереальный план. Этим решением был нанесен
удар по традициям в обучении, культуре, книгоиздательской деятельности.
Внезапно целый народ стал неграмотен, тем более что никаких серьезных оснований
для данной реформы не было.
Таким образом, книгоиздательская
деятельность одна из важнейших сторон жизни общества. Книга – один из
главнейших атрибутов цивилизованного, культурного общества. Печатное слово –
способ передачи духовных достижений народа.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.
1. ГААРК. –
Ф.П.-1.-оп. 1.-Д. 65.-Л. 82.
2. Известия
Крымского О.К. РКП(б). – 1922. – 1 мая. №10.
3. ГААРК. –
Ф.П.-1.-оп. 1.-Д. 358.-Л. 49.
4. ГААРК. –
Ф.Р.-652.-оп. 1.-Д. 208.-Л. 349.
5. ГААРК. –
Ф.Р.-20.-оп. 3.-Д. 47.-Л. 32.
6. ГААРК. –
Ф.Р.-652.-оп. 1.-Д. 208.-Л. 17.
7. ГААРК. –
Ф.Р.-137.-оп. 1.-Д. 276.-Л. 12.
8. Там же, Л.
8.
9. ГААРК. –
Ф.Р.-663.-оп. 1.-Д. 1836.-Л. 61.
10. ГААРК. –
Ф.Р.-663.-оп. 1.-Д. 263.-Л. 96.
11. ГААРК. –
Ф.Р.-663.-оп. 5.-Д. 76.-Л. 20.
12. ГААРК. –
Ф.Р.-652.-оп. 5.-Д. 651.-Л. 1.
13. ГААРК. – Ф.П.-1.-оп.
1.-Д. 1863.-Л. 179.
|