Soyadlar bazası |
"Tamırlarıñnı ögren"
Aqmescit Devlet Arşivinde
|
|
|
|
Яблоновська Н.В.: Газета крымскотатарского парламента (Курултая) «КрЫМ» (1918-1919)
«Крым»
- общественно-политическая и литературная газета, выходившая в
Симферополе (Ак-Месджид) в 1918-1819 гг. при ближайшем участии членов
крымскотатарского парламента. Первый номер газеты был выпущен 10 мая
1918 г. под лозунгом: «Сегодня открытие Крымскотатарского Парламента».
Период существования «Крыма» был отмечен небывалым на полуострове
подъемом газетного дела, причины которого исследователи объясняют
наличием дореволюционных традиций, местных профессиональных
журналистских кадров; исключительным спросом на информацию, в том числе
общероссийскую и международную; близостью зарубежья, откуда поступали и
бумага, и информация; значительным числом деятелей культуры, прибывших
в Крым из центральных губерний России, среди которых был высок процент
литераторов; присутствием широкого слоя образованной публики, как
местной, так и приезжей, - потребителей печатной продукции; весомым
доходом от рекламы – следствием активизации предпринимательской
деятельности и культурной жизни [8, с. 267]. Однако среди
причин расцвета крымской прессы 1917-1920 гг. до настоящего времени не
был указан значительный национально-культурный подъем коренных народов
полуострова, на волне которого, помимо газеты «Крым», возникли такие
национальные издания, как «Известия караимского духовного правления»,
«Ак сес», «Бутоны Крыма», «Бюллетень палестинского эмигрантского бюро»,
«Вестник еврейской жизни», «Голос татар», «Die Welte Kommune», «Догру
ёл», «Ени дунья», «Ени Терджиман», «Миллет», «Крым аджагы», «Крым
мусульманлары садасы», «Крым хаберлери», «Крымские мусульмане»,
«Миллет», «Русский терем». Однако, несмотря на важность периода
1917-1920 гг. для истории развития крымской прессы, названные издания
остаются практически не затронутыми в современных исследованиях
(исключение составляет статья А.Г. и В.Г. Зарубиных [8], в которой
перечислены и коротко описаны газеты Крыма, выходившие с марта 1917 по
ноябрь 1920 г.), что предопределяет актуальность и новизну обращения к ним. Целью нашей статьи стало исследование газеты «Крым», задачами
- описание структуры данного издания, круга его авторов, основной
направленности публикаций и, в частности, отражения темы
крымскотатарского просвещения и диалога культур на его страницах. Задуманная
в качестве органа Крымскотатарского парламента, газета «Крым»
издавалась Временным Парламентским Бюро, взявшим в свои руки до созыва
Парламента управление национальными делами. В состав Бюро вошли около
20 депутатов от Феодосии, Ялты, Бахчисарая. Председателем Временного
Парламентского Бюро стал А. Хильми, товарищем председателя –
Сеит-Джемиль Хаттатов, секретарем – Сеид-Умер Таракчи. Редактором
газеты являлась редакционная коллегия. Редакция планировала
выпускать газету ежедневно, но «ввиду технических затруднений» газета
первые месяцы выходила три раза в неделю и в уменьшенном виде. Подписная
цена на издание за месяц составляла 5 рублей, отдельный номер стоил 25
копеек. Редакция и контора газеты находились в Симферополе сначала во
временном помещении парламента (в здании бывшего Гарнизонного
собрания), потом – в Театральном переулке (ныне – переулок Героев
Аджимушкая) (дом № 3, кв. 39) и, наконец, в доме № 20 по ул. Кантарной
(ныне – ул. Чехова). Структура газеты включала целый ряд
новостийных рубрик: «Разные известия», «Радио», «Телеграммы», «Обзор
печати», «В Великороссии», «События на Украине (Украина)», «По Крыму»,
«Земская хроника», «Хроника Парламентской жизни», (позднее - «Жизнь
края (уездное земское собрание и хроника)»), «В городской думе»,
«Областной отдел (от наших корреспондентов)», «Около мира всего мира»,
а также «Справочный отдел» (расписание движения поездов, сведения о
текущем курсе рубля), «Объявления», «Летучие штрихи» (юмористический
отдел). Первый номер газеты был посвящен открытию
Крымскотатарского Парламента: «Наконец свершилось то, что рано или
поздно должно было свершиться, - говорилось в редакционной статье, -
иго большевиков в Крыму свергнуто. Крым, после кошмарных дней
большевистской вакханалии, может вздохнуть легко» [1, с.1]. Таким
образом, и Крымскотатарский Парламент, и его газета сразу же выразили
полное неприятие большевизма и революционной анархии, поставив своей
целью создание сильной краевой власти. Вслед за И.
Гаспринским, неоднократно подчеркивавшим в газете «Терджиман»
несовместимость мусульманских устоев, прочного традиционализма
мусульманского мира и революционных и анархических тенденций, газета
«Крым» представляет мусульман России как самых грозных врагов
большевизма. Такому же убежденному борцу с большевизмом - «Великому
свободному Дону» - редакция издания посвятила аналитическую статью, в
которой отмечалось: «Мы с гордостью можем сказать, что нигде у нас не
было таких диких выходок, как в центральной России, это объясняется
тем, что все уверены, что с закреплением политической свободы, с
осуществлением национальных идеалов мы сможем законным путем получить
то, чего добиваются другие анархическими приемами. <…> В то
время, как у русских поражение большевизма на смену приводит героев «на
белом коне», и как следствие этого общественная жизнь замирает. У нас,
у мусульман, поражение большевизма окрыляет людей, преданных своему
народу, и пульс общественной жизни начинает биться сильнее» [6, с.1]. При
всей обеспокоенности авторов публикаций проблемами своего народа,
очевидным явилось их желание сохранить приверженность идее свободного
независимого развития Крыма на интернациональной основе. В первом
номере газеты было провозглашено: «В настоящий момент Крым
должен стремиться к созданию независимого государства, к созданию
независимой Крымской Республики. <…> Уроки пережитого большевизма
должны нас научить, что нельзя строить государство на диктатуре одной
какой-либо группы населения. Государство должно защищать интересы всех классов, всех народов, населяющих Крым» [1, с.1]. В
репортаже с первого заседания Крымскотатарского парламента газета
привела слова его Председателя Сабри Эфенди Айвазова о необходимости
прекращения национальной борьбы. «Парламент, поставивший себе задачей
примирение национальностей, - заявил в ответной речи присутствовавший
на заседании председатель губернской земской управы Вагин, - должен
оказать свое моральное влияние на прекращение розни» [2, с.1].
Стремление Крымскотатарского Парламента к национальному согласию было
поддержано архиепископом Таврическим, передавшим свое приветствие
собравшимся с пожеланием божественного споспешествования «новому
высшему государственному учреждению во всех его работах на общую пользу
всех жителей благодатного Крыма, как татарской национальности, так и
прочих национальностей, населяющих его, дабы крепло и
усовершенствовалось между всеми мирное братское сожительство» [2, с.1].
В № 4 газета сообщила о создании «Крымского общества
национального ознакомления». Автор одноименной статьи, подписавшийся
А.М., утверждает, что условием совместной работы народов Крыма над его
культурным и экономическим возрождением является взаимное ознакомление
и как результат – взаимное уважение. В следующем номере газета
опубликовала информацию о первом организационном заседании
предполагаемого общества и проект его устава, в котором, в частности,
говорилось: «Общество имеет своей целью, путем взаимного ознакомления,
содействовать установлению и развитию мирного сожительства населяющих
Крым народностей и борьбу с национальной рознью» [4, с.1]. Одной
из главных целей Парламента и ведущих тем публикаций его органа стала
проблема крымскотатарского и – шире – крымского просвещения. Соглашаясь
с газетой «Миллет», газета «Крым» перепечатала из нее статью «Вокруг
краевой власти», в которой, в частности, отмечалось, что легкомысленно
считать «малокультурным» народ, сумевший, несмотря на полуторавековое
рабство, при первом восхождении солнца свободы создать целый ряд
организаций и учреждений и продолжительное время поддерживать порядок в
крае [5, с.1]. В статье «Крымский Университет» автор – Аксачлы –
сетует на то, что за политическими событиями крымская общественность
практически не заметила крупного события культурной жизни – открытия
Крымского Университета в Ливадии. Его задачами, по мысли журналиста,
должны стать изучение родного края, быта, истории, языков населяющих
его народов. Автор статьи мечтает о том, что в Крымском университете,
как и в Петроградском, будет факультет Восточных языков с изучением
языков Ближнего Востока и литературы и истории мусульманских народов
[2, с.1]. В проблемной статье «Неотложное дело» Мугаллим
(учитель. – Н.Я.) говорит о существующем представлении о якобы
отсутствующем у татар культурном цензе. В опровержение данной точки
зрения он указывает, что по свидетельству русского путешественника,
«некультурные» татары имели в Крыму густую сеть учебных заведений, в
которых на одного учителя приходилось 30-35 детей. Причины развала этой
образовательной системы автор статьи усматривает в закрытии учебных
заведений, преследовании учителей, запрете на преподавание лицам с
турецким образованием, недостаточном выделении земствами средств. С
точки зрения Мугаллима, печальное состояние крымскотатарского народного
образование начало изменяться благодаря Муфтию Ч. Челебиеву,
организовавшему курсы для народных учителей мектебов и открывшему целый
ряд образцовых школ и детских садов для татарских детей. После
трагической смерти Муфтия Мугаллим предлагает продолжить начатое им
дело: немедленно созвать учителей и помощников учителей на курсы,
особое внимание уделив подготовке учительниц (мугаллиме) в продолжение
начатого 30 лет назад И. Гаспринским движения за освобождение
крымскотатарских женщин [5, с.1-2]. Подробно «Женский вопрос у
мусульман» стал темой одноименной статьи автора, подписавшегося
«Сервер». Журналист отметил, что первая мировая война изменила быт
мусульманских стран, вызвав необходимость привлечения к общественной и
государственной деятельности женщин-мусульманок. В Крыму, считает
Сервер, раскрепощение мусульманок началось только во время войны, когда
в силу экономических причин и богатые, и бедные татарки, преодолев
обычай затворничества, заняли место своих ушедших на фронт мужчин. «Как
и национальное движение, так и пробуждение татарок и их рвение к
культуре – явление вполне естественное и ничто не может удержать его
поступательного движения», - заключает автор [7, с.1]. Культурной
жизни крымских татар были посвящены отделы «Театр и искусство»,
рассказывавший о постановках на татарском языке театральной труппы под
руководством Ф. Ширинской и А. Тайганской, и «Маленький фельетон»,
включающий лирические зарисовки на крымские темы. 23 февраля
1919 г. в помещении редакции газеты по распоряжению властей был
произведен обыск, а весной 1919 г. газета прекратила свое существование. Выводы Газета
«Крым» (1918 – 1919) выходила в Симферополе (Ак-Месджид) на волне
национального движения крымских татар при ближайшем участии членов
Крымскотатарского Парламента. Уделяя значительное место материалам о
проблемах крымских татар – национальном образовании, освобождении
женщин-мусульманок, развитии национального театра и искусства, редакция
газеты сохраняла приверженность идеям свободного развития Крыма на
легитимных началах и национального согласия всех народов полуострова. 1. Крым. – 1918. - № 1. – 10 мая. 2. Крым. – 1918. - № 3. – 15 мая. 3. Крым. – 1918. - № 4. – 17 мая. 4. Крым. – 1918. - № 5. – 19 мая. 5. Крым. – 1918. - № 9. – 29 мая. 6. Крым. – 1918. - № 10. – 31 мая. 7. Крым. – 1918. - № 11. – 2 июня. 8.
Зарубин В.Г., Зарубин А.Г. Периодические издания Крыма (март 1917 –
ноябрь 1920 г.) // Крымский архив. – 2001. - № 7. – С. 267-289.
|
Категория: Matbuat | Добавил: tairk (10/12/03)
|
Просмотров: 1097
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Malümat sayısı |
Photo: 47 Blog: 2 Ekspeditsiyalarımız: 3 Failler konvolütı: 246 Maqaleler: 115 Qırıtatar folklorı: 238 Guestbook: 755 |
Kitaplarımız |
|
|