В Польше тоже есть татары. Не крымские, конечно,
но свои, польские. Исповедуют они, также как и мы, ислам. Поэтому называют их
часто еще и польскими мусульманами. Сами же польские татары считают себя
прямыми потомками крымских татар и кипчаков, еще во времена крестоносцев
покинувших Крым.
В Польше сегодня их очень немного -
приблизительно 4 тысячи человек (для сравнения: поляков - 40 миллионов
человек). Живут они не компактно, а практически рассеяны по всей территории
страны. Но все же больше всего мусульман проживает в г. Белостоке и его
окрестностях. К сожалению, они не сохранили ни языка, ни традиций: за 600 лет
под влиянием других культур произошли изменения. Но история и религия остались
прежними.
Для многих мусульман, живущих на востоке Польши,
той части страны, которая после 2-ой мировой войны отошла к Советскому Союзу,
дорога назад была отрезана. Более 3 тысяч польских татар остались кто в
Беларуси, кто в Литве. С 1939 по 1945 годы около тысячи польских мусульман,
самых образованных и одаренных, погибли в советских концлагерях. НКВД здесь
поработало так же, как и в СССР, наводя хозяйской рукой порядок: интеллигенция
не вписывалась в рамки Комиссариата Внутренних Дел и от нее старательно
избавлялись. Многие попали в Польскую Армию и не вернулись после войны домой,
отдав предпочтение чужой, но свободной Америке и Европе. Так польские татары
потеряли почти всех образованных людей, цвет народа. Потом, уже в послевоенное
время, когда Польская Республика строила коммунизм, мусульманская религия и
культура не находили поддержку в стране, а о том, чтобы посылать людей учиться
за рубеж в религиозные и светские школы, не могло быть и речи. Лишь только в
течение последних 3 лет появилась возможность изучать ислам и возрождать
традиции и культуру татар в Польше.
Благодаря знакомству с председателем
мусульманской общины Варшавы паном Али Козакевичем, удалось побывать в доме,
где совершаются религиозные обряды и проводятся мусульманские праздники. Долгое
время не могли решить вопрос о выделении места для мечети. Еще четыре года
назад польским татарам, живущим в Варшаве, негде было собраться на Курбан или
Ораза-байрам. Для этого приходилось арендовать актовый зал в политехническом
институте, что тоже было не особенно удобно, потому что это помещение
совершенно неприспособленное. Тогда в 1992 г. представителями мусульман
Саудовской Аравии и Кувейта был приобретен дом, сделан ремонт и небольшая
реконструкция, и теперь это здание превращается в мечеть. Арки восточной
архитектуры и купола с полумесяцем и звездой придают своеобразный восточный
колорит европейской улице. Сейчас Али Козакевич хочет пристроить еще несколько
комнат и большой зал. С каждым днем людей приходит все больше, говорит он, да и
детям надо прививать азы мусульманской религии, чтобы сохранить традицию, идущую
из глубины веков.
Три раза в неделю сюда приходят люди молиться, и
не только польские татары. Это мусульмане со всего света: туристы, студенты,
беженцы, находящиеся в Польше.
Другой мечети в Варшаве нет. А до 1939 года
всего в стране было 17 мечетей. Теперь же некоторые разрушены, некоторые
приспособлены под квартиры. Сохранились в Польше только 3 мечети: две, чудом
уцелевшие с 17 века, в местечках Крушеняны и Богоники, недалеко от г.
Белостока, и новая мечеть в Гданьске. И в самом Белостоке теперь собираются
открыть мечеть и при ней мусульманскую школу-медресе.
Есть в Варшаве и мусульманское кладбище.
Находится оно на улице Татарской и существует около 130 лет. Во время войны его
территория служила гаражом для немецких танков. Но в отличие от наших советских
фашистов, в мирное время сравнявших с землей крымскотатарские мечети и
кладбища, иноземные старались не причинять вреда старинным захоронениям: самые
старые могилы, относятся приблизительно к 70 годам прошлого столетия, но по
стертым буквам уже нельзя прочитать о том человеке, прах которого здесь
покоится.
Попадая на кладбище, всегда охватывает какое-то
странное чувство иного мира. Здесь же это чувство усилилось. Видимо, оттого,
что в этом месте ощущается одновременно присутствие разных народов, их культур
и традиций. На кладбище в Варшаве похоронены мусульмане из Алжира, Ливии,
Ливана, других стран. Сюда же привозят хоронить польских татар с запада страны,
где нет мусульманских кладбищ.
Другая особенность - множество символических
захоронений. Это памятники тем, кто погиб в советских застенках. Такова могила
Лавуда Яновича Чаинского - организатора полка татарской конницы, участника
войны за независимость Польши в 20-х годах, арестованного НКВД и в 1940
погибшего в тюрьме в СССР. Такой же памятник поставлен Имаму Варшавы Али
Вороновичу. Здесь же покоится прах майора Александра Ельяшевича - последнего
полководца 13 полка татарской конницы Виленских уланов.
После II мировой войны, с установлением
советского режима, было запрещено писать на надгробиях имена защитников
независимости Польши. Поэтому часто на памятниках под старой надписью с общей
фразой о вечной славе и памяти героям, заново дописываются имена и знаки
отличия этих людей.
И еще что удивляет здесь -несмотря на утрату
языка и традиций, сохранились татарские имена. По фамилии часто нельзя
определить национальность умершего, а стоит прочитать имя, становится ясно -
татарин: Абдулла, Эмине, Сулейман, Мустафа…
Религия и все, что с ней связано - это одна
сторона жизни. А чем же еще живет сегодня татарская община Польши?
В Гданьске создан татарский Союз. Он включает в
себя около тысячи человек. Об этом рассказал его сопредседатель, поэт и
публицист Селим Хазбиевич. Деятельность Союза заключается в возрождении и
развитии татарской культуры, а также в публикациях неизданных трудов деятелей
политики и культуры - крымских татар и в издании литературы о польских татарах.
Союз имеет возможность выставлять депутатов в
парламент, и лишь отсутствие материальных средств, а это порядка 100 тысяч
долларов, лишает его этой возможности. В 1992 г. татарский союз совместно с
Литовским татарским музеем провел большую выставку картин, предметов
национальной культуры и быта в Белостоке. А теперь в планах Союза -
восстановление музея польских татар и организация информационного центра. И,
что, думается, очень важно, готовится восстановление татарского эскадрона в 27
Уланском полку Польской Армии.
Хотелось бы, чтобы два татарских народа,
польский и крымский, тесно связанные историей, знали друг о друге не понаслышке,
и чтобы расстояние не было препятствием для сотрудничества и общения.
|