Юмор,
являясь отражением общества, его социальных и экономических условий, истории,
традиций, обычаев, уровня культуры, имеет свои национальные особенности. При
наличии различий между нациями естественно существует и различие в восприятии
ими юмора. Это является причиной рождения огромного количества анекдотов, в
которых отражаются черты того или иного национального характера. Как отмечает
известный турецкий сатирик Азиз Несин: «…климат и географическое положение
также накладывают отпечаток на проявление и восприятие юмора. Существуют шутки,
понятные только представителям одного народа и не воспринимаемые посторонними,
не знающими условий жизни этого народа. отсюда непереводимость некоторых
анекдотов с одного языка на другой"1.
Крымскотатарский политический юмор ранее не был объектом специального
исследования, хотя нам известно, что многие участники национального движения
собирали анекдоты и использовали их в пропагандистских целях. Не претендуя в
какой бы то ни было мере на детальный литературно-критический анализ сатиры,
шуток, пародий, карикатур. Ограничимся лишь обзором, систематизацией и анализом
анекдотов бытовавших в крымскотатарской среде в советский период.
По трактовке исследователей современного городского фольклора анекдоты состоят
из кратких, преимущественно устных рассказов различного содержания, с
сатирической или шутливой окраской и завершающихся неожиданным остроумным
концом2.
В Крыму анекдот, как жанр, был широко распространен в средние века.
Национальные юмористические персонажи — это Ахмет Ахай и Насреддин ходжа. Они
вызывают смех тем, что выделяются из окружающей среды, не вписываются в нее. В
основном анекдоты об этих юмористических персонажах отражают бытовую сторону
жизни общества, его нравы, традиции, обычаи.
Вместе с тем, в этих анекдотах можно выделить группу произведений
социально-политической направленности. Объектами насмешек в них являются
представители господствующих классов — ханы, мурзы, духовенство. Но
политическое содержание, в современном понимании, анекдот приобрел лишь к концу
XIX — началу XX века3.
Расцвет политического анекдота приходится на советские годы. Тематика его была
чрезвычайно разнообразной и обширной. Основными функциями политического
анекдота, представляющего собой «подпольный» канал коммуникации, а также одной
из форм противостояния режиму, являлись критика и протест против жесткости и
глупости властей. В то же время он являлся средством популярного развлечения в
советском обществе. Однако, рассказ политических анекдотов в компании был
чрезвычайно опасным занятием, особенно в 1930 — 1950 годы. Их рассказчики
репрессировались, жестоко осуждаясь на длительные сроки тюремного заключения.
Риск потерять работу, испортить карьеру сохранялся в советском обществе вплоть
до горбачевской «перестройки». На наш взгляд, это обуславливалось тем, что
анекдот, обнажая и вскрывая существующую реальность, нарушал монополию
коммунистической идеологии на массовое сознание. Исчезновение репрессии, отмена
цензуры, ранее запрещавшей политические насмешки, относительное спокойствие в
обществе, привело к падению интереса к политическому анекдоту в 1990-е годы. С
этих пор их без опаски рассказывают со сцены, печатают в газетах и журналах,
издают в виде отдельных сборников.
Крымскотатарские политические анекдоты в зависимости от объекта осмеяния можно
классифицировать следующим образом:
1. Анекдоты, об отдельных политических деятелях.
2. Анекдоты, высмеивающие политическую систему и ее институты.
3. Анекдоты, возникшие в период коллективизации.
4. Анекдоты, отражающие период депортации и первые годы жизни на чужбине.
5. Анекдоты, связанные с возвращением крымцев на историческую родину.
Эта классификация довольно условная, так как зачастую в одном и том же анекдоте
переплетаются несколько тем. Например, осмеиваются и персонажи анекдота, и
политическая система. Героями первой группы анекдотов являются известные
политические деятели: Ленин, Сталин, Гитлер, Хрущев, Брежнев, Горбачев и
другие. Причем почти каждый из этих персонажей имел свое прозвище:
Сталин — Мыйыкълы (Усатый), Еска, Сеитхалиль;
Хрущев — Тазбаш (Лысый);
Брежнев — Къаракъаш (Чернобровый);
Горбачев — Кашкъабаш (Меченый).
Часть анекдотов об этих деятелях имела общесоюзное хождение и была очень
популярна в крымскотатарской среде. Рассказывались такие анекдоты, как правило,
на русском языке.
Например:
«Берия в своем кабинете прибивает в стену портрет Пушкина. В это время заходит
Сталин и спрашивает его:
— Слюшай, Лаврентий, мой портрет у тебя есть, портрет Ленина есть. Зачэм тэбе
портрет Пушкина?
Берия отвечает:
— Знаешь, Коба, он раньше меня сказал: «Души — прекрасные порывы…».
Или:
«Горбачев приезжает в Америку. Рейган перед банкетом говорит ему:
— Можете сказать повару ваше любимое блюдо.
Горбачев отвечает:
— Я всю жизнь мечтал попробовать сердце негра.
— Нет проблем, — говорит Рейган и приказывает повару приготовить сердце негра.
Через некоторое время Рейган приезжает в Россию.
Горбачев его спрашивает:
— Какое блюдо хотите попробовать?
— Я всю жизнь восхищался умом коммунистов. Хочу попробовать мозги коммуниста, —
говорит Рейган.
Горбачев дает команду. Проходит час, два, три… блюда не несут. Злой Горбачев
вызывает повара и спрашивает в чем дело.
— Тридцатого зарезали, у всех языки по полметра, мозгов нет — отвечает повар».
Подобные анекдоты достаточно тонко подмечая типическое и специфическое для
данных персонажей содержит едкую насмешку над своими героями, иногда
представляя их в уродливом, карикатурном виде.
Политика «военного коммунизма», раскулачивание крестьянства и коллективизация
сельского хозяйства, массовые репрессии 1930-х годов потеснили традиционные
бытовые и любовные темы анекдотов, заметно политизировав их. На наш взгляд,
ситуацию в советском обществе, ужас и страх людей перед чудовищной машиной
террора и насилия метко отражает анекдот, опубликованный в оккупационной газете
«Новая мысль» под заглавием «Счастливая жизнь»:
«— Ну, как живется в Советском Союзе?
— Как в автобусе: половина людей сидит, половина трясется"1.
Еще один анекдот, характеризующий отношение людей к советской власти из серии
«Армянское радио», популярной в 1970-1980-е годы:
«Армянский радио спрашивают:
— Хароший ли савецкий власт?
Атвечаем:
— Савецкий власт хароший, только очен длинный…».
Бесчеловечность и жестокую свирепость проявили большевики по отношению к крестьянству.
В сжатые сроки была проведена насильственная коллективизация села. При этом
было репрессированы и уничтожены миллионы так называемых «кулаков»,
«подкулачников», «пособников». В крымскотатарской фольклористике этот период
истории характеризуется серией анекдотов об озенбашцах — жителей горного села
Крыма, известных своим веселым правом, остроумием, находчивостью. Вот несколько
анекдотов на эту тему:
«У жителей сел Буюк-Озенбаш и Кучюк-Озенбаш отбирают скот, земли, инвентарь и
организовывают колхоз. После этого их собирают на собрание и приехавший из
райкома начальник спрашивает у них: «Как назовем колхоз?». Встает один
озенбашец и предлагает:
— Назовем «Туту алды» («Взял и отобрал») «2.
Или:
«Колхоз в Озенбаше назвали «Янъы яшав» («Новая жизнь»). Как-то большой
начальник приезжает в Озенбаш и на окраине села спрашивает у озенбашца,
чинившего изгородь:
— Далеко ли до правления колхоза «Новая жизнь»?
Озенбашец отвечает:
— Вот эта дорога ведет прямо туда. Но название колхоза не «Новая жизнь», а «Эр
кунь ач» («Вечно голодный») «3.
Загнав свободных крестьян в коллективные агро ГУЛАГи, поставив над ними
контролирующие партийные и советские органы, их начали жестоко эксплуатировать
от рассвета до заката, фактически без оплаты труда. Эти мучительные условия
жизни нашли отражение в следующих реальных эпизодах, впоследствии ставших
анекдотами:
«Представители райкома вызывают озенбашца в сельсовет и начинают его отчитывать
за невыполненные нормы:
— Почему не выполняешь контрольные цифры? — строго спрашивают его.
Озенбашец отвечает:
— «Толдур софрамы, толдурурым сыфранъы. Толдурмасанъ софрамы, с…м сенинъ
сыфранъы» («Наполнишь едой мою софру (стол), выполню твою цифру. Не накроешь
софру, е…. твою цифру я») «4.
Или:
«Замученный непосильным, рабским трудом озенбашец жалуется другому:
— Эх, умереть бы и избавиться от этой жизни! …
На что его товарищ отвечает:
— На том свете тоже замучаешься: если здесь Сталин, то там Ленин"5.
Также есть несколько анекдотов на тему коллективизации, в которых главными
персонажами выступают животные и птицы. Даже они протестуют против невыносимых
условий, создаваемых большевиками. Ради этого они готовы пожертвовать даже
своей жизнью:
«В село Буюк-Озенбаш (вариант Кучук-Узень) приезжают представители райкома
партии. Собирают людей в клубе (бывшей мечети) и начинают агитировать их
вступить в колхоз. Предлагают крестьянам своих коров, лошадей, овец, сады и
огороды передать в коллективное пользование. Взамен обещают богатую, райскую
жизнь. Наконец, собрание заканчивается, все выходят из клуба и видят у дверей
худую, еле стоящую на раскоряченных ногах лошадь. На ее шее висит доска с
надписью: «Ольсем — колхозгъа кирмем!» («Умру — но в колхоз не пойду!») «.
После создания колхозов, каждый колхозник, имеющий в личном хозяйстве корову,
кур обязан был сдавать государству в течение года определенное количество
молока, масла, яиц. Однако эти цифры были настолько высокими, что самому
крестьянину практически ничего не оставалось для семьи. Это был узаконенный
государственный грабеж. Эта ситуация отражена в следующем анекдоте:
«Один озенбашец приходит в правление колхоза и говорит:
— Я не могу больше сдавать яйца, у меня курица повесилась.
— Как повесилась? — удивляются члены правления.
Приезжают домой к озенбашцу, заходят в курятник. Там висит курица с табличкой
на шее: «Котюм патлады хозламахтан да, астым хутардым озюмни» (У меня задница
растрескалась от носки яиц, повесилась, избавила себя от этого).
Жизнь крымцев в период немецкой оккупации Крыма можно охарактеризовать метким
изречением, популярным в те годы: «Кетти динсиз, кельди имансыз» (Ушел
безбожник, пришел неверный), то есть в значении хрен редьки не слаще.
Насильственное выселение в годы Второй мировой войны немцев, карачаевцев,
калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар и других народов в
Среднюю Азию, Сибирь, Урал, Казахстан является одной из самых трагических
страниц истории. Этот акт чудовищного беззакония полностью противоречил
Конституции СССР и международным законам о правах человека. ООН расценивает подобные
действия как геноцид. Даже в условиях войны, когда на фронтах войны погибли
миллионы людей, советское партийное руководство продолжало политику насилия над
своими гражданами, в основном женщинами, стариками, детьми. Но народ не
сдавался, боролся против тирании, в том числе и таким своеобразным «оружием»,
как смех. Политических анекдотов, касающихся выселения, немного, но все же
несколько образов нам удалось записать.
«Поезд везет спецпереселенцев. Подросток, обращаясь к старику-озенбашцу
говорит:
— Э, дедушка, если дедушка Ленин был жив, нас бы не выслали с Родины.
— Эй, сынок, — отвечает старик, — если бы он не родился, было бы еще
лучше"6.
Или, например:
«Разговаривают два озенбашца. Один спрашивает:
— Если бы ты поймал Гитлера (вариант Сталина), что бы ты с ним сделал?
Другой отвечает:
— Я бы взял лом, раскалил его один конец на огне и другим концом воткнул бы ему
в зад.
— А почему другим?
— чтобы никто не вытащил, — отвечает другой». Спецпереселенцы долгое время находились под прессом политического давления, в
жестоких условиях комендантского режима. В это же время, тоталитарная система
специально организовала и осуществляла на государственном уровне идеологию и
политику очернения, клеветы, унижения и оскорбления национального достоинства
крымцев, а также других репрессированных народов. Целью устроителей геноцида
было — выслав некоторые народы, заселить их земли «своим» населением.
Появляется целая свора борзописцев, которая в своих произведениях
фальсифицирует историю, оправдывает политику насилия и произвола, формирует
этническую ненависть славян к крымцам, к их истории и культуре. Таким образом,
борьба за свое человеческое и национальное достоинство униженных и оскорбленных
людей, способствует появлению таких анекдотов:
«Ахмет ахай окучивает помидоры. Прибегает внук и кричит:
— Дедушка, дедушка, русские в космос полетели.
— Все! — взволновано спрашивает Ахмет ахай.
— Нет, двое.
— Жаль! — вздыхает Ахмет ахай, и опять принимается за работу».
Второй вариант этого анекдота был также широко известен и среди узбеков. Еще
один анекдот на эту тему:
«На одном банкете звучат тосты с шовинистическими нотками за великий, могучий,
непобедимый русский народ. Один крымский татарин, присутствующий там, терпел,
терпел, затем встал и говорит:
— Я тоже хочу выпить за великий, могучий, непобедимый русский народ, который
300 лет был под пяткой маленького крымскотатарского народа».
Подобное напоминание исторического факта в этой конкретной ситуации
представляло соперника в невыгодном свете, дискредитировало его в глазах
слушателей и, таким образом, восстанавливало равенство. В советском обществе
широкое распростарнение получили анекдоты объектами осмеяния, в которых
выступали различные, в основном малочисленные, народы: чукчи, молдаване,
узбеки, евреи, армяне и др. все они обычно выставлялись в негативном плане:
недалекими, жадными, малокультурными. Когда затрагивалось национальное
достоинство крымских татар, чрезмерно восхвалялась русская культура и
осмеивалась культура нерусских народов, они порицали эти оскорбления ответными
анекдотами.
Например, таким:
«Ванька, подбегает к матери и кричит:
— Мамка, мамка, а Васька в бочку с квасом покакал.
— Ну возьми сито да выкинь, — отвечает мать».
Такого рода анекдоты, как правило, сбивали шовинистическую спесь у любителей
подчеркнуть свое национальное превосходство.
5 сентября 1967 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии
огульных обвинений с татар, ранее проживающих в Крыму». Тем не менее, в
постановлении к этому указу, в завуалированной форме «в соответствии с
действующим паспортным режимом», крымским татарам по-прежнему запрещалось
возвращаться в Крым. Национальное движение продолжало отправлять делегации в
Москву с требованием решения национального вопроса крымских татар и организованного
возвращения народа на Родину. Политика лжи и обмана проводимая советским
руководством отражена в следующем анекдоте:
«Делегацию представителей народа из Самаркандской области принимает Генеральный
секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, выслушав их, говорит:
— Вы долго и настойчиво добиваетесь возвращения на Родину. Я дам указание
вернуть вас в организованном порядке. Можете передать своим соотечественникам,
пусть продают свои дома и готовятся к переезду.
Делегаты радуются: «Слава Аллаху. Наконец-то наш вопрос решился».
Вернувшись в Самарканд, сообщают об этом народу. Многие продают дома и
имущество и в назначенный день собираются на железнодорожном вокзале. Вскоре по
репродуктору звучит объявление: «Татары, ранее проживающие в Крыму, Вас на
третьем пути ожидает поезд Самарканд-Магадан"7.
Наконец в конце 1990-х годов начинается массовое возвращение крымцев на
историческую Родину. Уже никакие препятствия не могут остановить народ на его
пути к долгожданной цели, даже такие непредвиденные обстоятельства:
«Самолет Ташкент-Симферополь. На борту более половины пассажиров крымцы. Вдруг
один бородатый террорист вытаскивает пистолет, подзывает стюардессу и говорит
ей:
— Иди, скажи летчикам, чтобы летели в банановую республику.
Ахмет ахай, услышав это, вытаскивает из сумки ручной пулемет, медленно
поднимается и говорит стюардессе:
— Ты, конечно, можешь пойти это сказать, но предупреди их: только через
Буюк-Озенбаш!"8.
Известный современный исследователь смеха в качестве защитной биологической
реакции Н. А. Монахов утверждает, что смех не только целесообразен, но и крайне
необходим в вопросах видимого выживания. «Смех — реакция сугубо стадная,
социально организующая. Распространяясь в обществе подобно электрическому
разряду, смех не просто заразителен, но и мобилизующ. Он, возбуждает чувство
локтя и коллективной сопричастности перед лицом угнетающих обстоятельств.
Лучшего лекарства от всякого рода стрессов, хандры и депрессий не
придумаешь"9. С этим мнением трудно не согласиться.
|