Необходимо
отметить, что значительное место в произведениях крымского автора занимает
дидактика. Продолжая традиции Навои и Физули, поэт в своих наставлениях и
поучениях, как бы обобщает и систематизирует их опыт.
Следует
традиции, автор в размышлениях лирического героя-влюбленного, предает моменты
биографического характера, философию своей эпохи, не восприятие сложившейся
общественной ситуации.
Существуют
отдельные стихи и поэмы. Целиком несущие дидактическую мысль. Они посвящены
проблемам жизни общества, критике власти имущих. Проповеди высоких нравственных
идеалов и принципов, набожности, напоминанию о бренности и коварности мира и
т.п. Как правило, такие произведения пишутся в минуты душевного волнения, в
состоянии возбуждения и потрясения каким-либо событием или фактом, в минуты
глубоких раздумий о жизни и смерти, о закономерностях материального мира.
Газаи
выступает проповедником моральной чистоты. Своими наставлениями и советами он
желает хоть немного исправить общество. Его слова утверждают превосходство
людей высокой нравственности над теми, кто игнорирует справедливость и
моральные устои.
В
произведениях вырисовывается образ Идеального Человека, прототипом которого
является пророк Мухаммад. Уподобившись ему общество могло бы выйти из сложившегося
кризисного положения. В исключительном варианте этот образ объединяет в себе
целый ряд качеств, присущих настоящему мужчине, и прежде всего чувство
собственного достоинства. Потеряв это чувство, человек теряет весь смысл своего
существования. Чувство собственного достоинства порождает еще одно немаловажное
качество Идеального Человека – чувство доблестного, мужественного защитника
Отчизны. Порой все остальные положительные качества меркнут перед ним.
По
мнению Газаи Настоящий Человек должен овладевать науками, которые помогают ему
в преодолении жизненных трудностей и разрушают невежество – самое большое зло.
А мир невежественного человека – это бесполезный мир:
3. …
Пред знаниями не склонился человек, жаль
Остался мир невежественный и бесполезный, также…
[3, c.79].
Невежды,
не задумывающиеся о смысле жизни, чрезмерно любят материальные ценности
бренного мира, стремятся к высоким постам и т.п. Позиция поэта проста – чтобы
не имел человек на этом свете – все это вещи второго плана. Настоящий человек
не должен, находясь на каком-либо посту, заноситься: он должен выполнять
собственные обязанности честно и добросовестно.
Волей
судьбы находящийся на влиятельном посту, человек должен быть носителем
мудрости, справедливости и дальновидности – одним словом, мыслить в
государственных масштабах:
4. …
По приходу в мир, мужчина (человек – У.Т.)
Государственную голову имеющий сын нужен… [3, c.69].
В
государстве проживают великое множество бездельников и нахлебников,
скрывающихся под различными масками. Газаи призывает этих людей заняться делом,
и только в этом случае от них будет прок:
12.
… Сейчас глупцы себя считают просвещенными
Однако
ж тысячу раз совершив оплошность он, не сможет
и
вскипятить казан… [3, c.46].
По –
мнению автора имущество, земные, материальные блага уводят человека от истинных
духовных ценностей:
3.
… Имущество мира – есть темница мусульманину… [3, c.85].
Многие
настоящие поступки совершаются под воздействием соблазна обогащения. Газаи
отмечая это, подчеркивает, что душа и сердце любого человека напрасно стремятся
к земным благам: главное – не терять головы.
Одним
из основных мотивов дидактических произведений Газаи является призыв автора к
благочестию и набожности. Имущество ничто. Оно не дает никаких гарантий
безопасности. Не нужно стремиться к обогащению, а необходимо, пока не поздно,
делать добрые дела, так как благосклонность Творца связана отнюдь не с
богатствами человека:
6.
…О душа, видя сокровища вечного мира, не дай обмануть себя коварному времени
Если
взглянешь прямо, кому оно (время – У.Т.) было верным… [3, c.75].
Призыв к
набожности открыто звучит в поэме «Долап» («Водяное колесо»). Все наблюдаемое
вокруг происходит с согласия Всевышнего и во всем нужно уповать лишь на него:
38.
…Если задумал ты достичь совершенства
Уповай во всех делах на Могущественного Аллаха.
39.
В двух мирах если хочешь спокойствия
Слезы проливай (повинуйся – У.Т.), стань набожным…
41.
… Прими все, что пошлет рок
От Всевышнего
знай, от Всевышнего знай, от Всевышнего [3, c.50].
Автор
пишет о бренности человеческой жизни и призывает одуматься пока еще
легкомысленно относящегося к этому вопросу человека.
Божественные
законы без внимания никого, даже могущественных, влиятельных мира сего («Шах
мира») – государей. И если суждено им «переселиться» в иной мир, никто не в
силах препятствовать этому:
6.
…Если шахом мира будешь – нет тебе проживания (вечного на земле – У.Т.)
Сделает небо тебя причастным
к переезжающему… [3, c.85].
Поэт
называет мир семиглавым драконом, который «уничтожил» скольких великих людей:
пророков, падишахов и праведников. Проводя аналогии с игрой в шахматы, автор
пишет о «шахах» (государях), которым «мир» (судьба) ставит «мат», а в ответ они
не могут ничего поделать, а точнее сдвинуть и «коня» ( и одну фигуру) на доске:
30.
…Вселенная – это семиглавый дракон
Человека, занятого в жизни деньгами уничтожает он.
31.
Скольких посланников (пророков – У.Т.) ядом напоил
Сотни тысяч праведников через это провел.
32.
Сколько падишахов приводят туда – им ставят мат
При желании даже не сдвинется ни один конь (шахматный конь – У.Т.) … [3,c.49].
В
мусульманском обществе преобладающей на протяжении многих веков оставалось
фаталистическая позиция о предопределенности судьбы человека и зависимости
всего происходящего от воли Аллаха. Так «предопределение судьбы и поведения
человека утверждается многочисленными стихами Корана, хотя и в нем имеются
аяты, которые могут рассматриваться как отрицающие слепой фанатизм» [2, c.168].
Действительно,
в творчестве Газаи редко, но звучат нотки фатализма. Но в основном поэт лишь
отчасти соглашается с выше указанной позицией. Признание полной
предопределенности исключает какие-либо действия человека на пути
самосовершенствования.
Веря
в судьбу, человек по – мнению Газаи, должен и сам предпринимать попытки,
действия для разрешения той или иной сложившейся ситуации. Человек обладает
свободой воли, которую Всевышний даровал ему, как милость – милость, смысл
которой в испытании человека. Возникает вопрос: «Зачем Богу нужно испытывать
человека?» – Чтобы выявить добродетель человека в испытании пророком. Вот, что
пишет об этом Джеляледдин Руми (1207-1273): «Целомудрие ничего не стоит, если
отсутствует искушение пороком» [4, c.1752-1753].
XVI век – это век
безжалостных, беспощадных военных походов, где любой момент человек может
распрощаться со всеми планами на будущее. Это время, когда грань между
понятиями «жизнь» и «смерть» настолько стерта, что над этим вопросом просто не
задумываются. Ненасытное колесо войны «сметает» десятки тысяч жизней. И внутри
государства жизнь не ставят ни в грош, человек же, находящийся на ханском
престоле, подвергается еще большей опасности.
Поэт
призывает не быть невнимательным, не заблуждаться в мире, не доверять
окружающим. Пока есть воля и выбор нельзя пускать дела на самотек, в противном
случае роковой ветер («подлый ветер») настигнет и разрушит все существование.
Настоящий
человек – это не только набожный человек, но и человек – защитник своей веры.
Он
осуждает предательство и лжесвидетельство во имя собственного оправдания.
Нижеследующие строки имеют связь с окружающей поэта действительностью :
бегущие с поля битвы особы «порочат» перед турецким султаном персону Газаи,
оставшегося во главе войска:
2.
…Не бегите (мусульмане – У.Т.) от сабель и топоров – трудитесь на пути веры
Если есть от этого вред – пусть он будут на моей совести… [3, c.37].
В
дидактических произведениях некоторых восточных авторов наблюдается
ограниченность мировоззрения. Так например, «к проявлениям ограниченности
мировоззрения Джами следует отнести следование его средневековым представлениям
относительно умственной неполноценности женщины, а также проповедь безбрачия»
[1, c.204].
Хочется
отметить, что подобного рода настроения в творчестве Газаи не прослеживаются.
Естественно,
поэт не ставит вопроса о коренном переустройстве существующей
социально-экономической обстановки. Показывая истинное лицо высокопоставленных
особ, грабящих собственный народ и приводящих к постепенному краху страны,
нечистых на руку представителей духовенства, он размышляет о будущем общества,
ищет пути выхода из сложившейся не совсем здоровой обстановки. Газаи рисует
портрет обладающего рядом основных положительных черт Настоящего Человека,
уподобившись которому социум может развиваться и в будущем.
Бесспорно,
дидактические произведения Газаи – это бесценная, неразрывная составная
сокровищницы, называемой средневековой дворцовой крымскотатарской литературой.
Литература:
1.
Афсахсод А. Лирика Абд ар-Рахмана Джами: Проблемы текста и поэтики. – М.:
Наука, 1988, – 326 с.
2.
Степанянц Г. Гуманистическая традиция в мусульманской культуре // Общественные
науки и современность. – 1994. – № 4. – С. 167-170.
3. Ertaylan İ.H. Gazi Geray han. Hayatı ve
eserleri. – İstanbul, 1958. – 91 s.
4. Rumi J. Mathnawi-i Mana
(на перс. яз.). – London, 1925-1940. – 1752-1753 s.
|