Soyadlar bazası |
"Tamırlarıñnı ögren"
Aqmescit Devlet Arşivinde
|
|
|
|
О. Акчокраклы (Солдат): ВОЕННАЯ СЛУЖБА КРЫМСКИХ ТАТАР
| 11/01/04, 16:09 |
1917. -- июль 22.
Крымские татары как потомки
воинственного народа, начали свою военную службу со второго года присоединения
Крыма к России, добровольно образовав в 1784 году пять дивизионов конницы при
своих же офицерах. Тогда это войско называлось «Бешли» т.е. заключающиеся в
пяти дивизионах. Бешлийцы до их расформирования в 1796 г. несли охранную службу
на полуострове.
В 1806 году, при Александре I,
крымские татары вновь образовали на свои средства четыре полка конницы. Эти
полки участвовали в Отечественной войне, дрались с врагом под Смоленском и
Бородиным, где блестяще отличились. Часть их, преследуя бегущих французов,
ворвались в Восточную Пруссию, где приняла участие в осаде укреплений Данцига.
Полки эти в 1818 году были расформированы.
Но крымский татарин скучал «по
коню и сабле». В 1825 году представители населения, духовенства и мурз
обратились к тогдашнему правительству с петицией о том, чтобы из крымских татар
составили войсковые части. Ценя военные заслуги крымских татар, Александр I
повелел формировать в Петербурге Лейб-гвардейский крымскотатарский эскадрон. Содержание
эскадрона приняло на себя все крымское татарское население, обложив каждую
семью ежегодным подушным налогом в 17 к.
На эти средства не только
содержался эскадрон крымцев, но еще хватило на постройку в Петрограде на
Обводном Канале фундаментальных казарм. По расформировании эскадрона в 1864
году, казармы эти перешли в распоряжение донских казаков – артиллеристов. В
этих, обошедшихся крымским татарам около 700000 руб. казармах, построена была
также красивой отделки мечеть с михрабом для религиозных потребностей
гвардейцев – крымцев.
Неизвестна причина расформирования
этого эскадрона, неизвестно также, какая судьба постигла мечеть при казармах
крымцев после передачи их донцам. Но известно одно, что с того времени до
последних дней мусульмане Петрограда отправляют свои богослужения в наемных
квартирах, в то время, когда можно и нужно было передать военную мечеть крымцев
в распоряжение столичных мусульман.
Крымцы участвовали в
русско-турецкой войне 1828 г., в осаде и взятии русскими войсками Варны. В
Крымскую компанию 1854г. часть крымцев
несла охранную службу в Кронштадте и на берегах Финского залива; другая часть приняла
участие в защите Севастополя.
В Дунайскую компанию 1877-78 гг.
были призваны запасные крымские гвардейцы, которые принимали участие в
знаменитых битвах при Горном Дубняке, Плевне и др. От военного налога крымские
татары были освобождены лишь в 1877 г. Остаток капитала, образовавшегося
добровольных пожертований, впоследствии принял обязательный характер налога, а
сумме около 400000 руб., был передан в распоряжение военного ведомства.
В 1890 году крымскотатарская
гвардия, несшая в течении 64 лет свою службу верой и правдой, была совершенно
расформирована. Во время битв татары, даже тяжело раненные, оставались в строю,
были выносливы и предпочитали плену смерть.* (Сноска: Желающих более подробно
ознакомиться с историей военной службы крымских татар, отсылаем к статье
покойного И.М. Муфтизаде, помещенной в ИТУАК.)
Введение в России всеобщей
воинской повинности было объявлено крымским татарам в 1874 году, для чего 24-го
марта того года бахчисарайские татары и окрестное население было собрано в саду
Ханского дворца специально командированным для этой цели в Крым кн.
Васильчиковым. В своей речи к татарам князь между прочим сказал следующее: «Я
должен заявить вам, что взятые от вас солдаты будут нести службу в пределах
Крыма, для них будут построены казармы в Бахчисарае, при казармах будет мечеть,
назначены имам и муэззин, служба будет трехлетняя и во всем будут соблюдены
требования ваших религиозно-национальных особенностей. Вы должны знать, что
моими устами говорит сам царь, мой государь.»
Слова кн. Васильчикова еще до сего
времени передаются из рода в род. Характерно то, что искренне преданные и
верившие русским царям татары записали эти слова Александра на полях Корана и
других священных книг, указав до мельчайших подробностей часы и минуты
произношения их.
Уже в следующем 1875 году был
сформирован первый крымскотатарский эскадрон смешанного казацко-драгунского
типа.* (Сноска: Далее эскадрон последовательно превратился в дивизион, а ныне в
полк.) При эскадроне сформирована была
«Крымская стрелковая рота», для коих построены были отдельные казармы в
предместье Бахчисарая «Азиз». В 1876 году стрелки-татары на инспекторском
смотре удивили производящего смотр генерала меткостью стрельбы и были занесены
в приказ на звание альпийских стрелков.
В 1892 году существованию этих
лучших стрелков русской армии был положен конец и с этого года излишек
татар-новобранцев, после пополнения крымского конного полка начали назначать в
14 и 15 пехотные и 7, 8 драгунские полки.
Неизвестно, играла ли роль в
расформировании татарской стрелковой роты антитатарская политика всесильных
тогда Победоносцева и компании, или же это было сделано по иным каким-либо
военно-техническим соображениям. Но последствием упразднения этой роты было
массовое переселение крымских татар в Турцию, которые ни как не могли
согласиться с тем, чтобы великое государство
или цари изменили своим торжественно данным обещанием о том, что татары
будут нести военную службу в отдельных частях. Бессмысленно строгий режим в полках
того времени, кормление солдат-татар свининой, обязанность становиться на
молитву наряду с православными с обнаженной головой перед иконостасом,
отсутствие при полках магометанского духовенства, пение солдатских песен, в
коих очень часто упоминается оскорбительное для татар слово «бусурмане», – все
это вместе взятое, усилило дезертирство среди татар и переселение их в
Турцию.
В то время, когда можно было в
полках татар-новобранцев выделять в особые роты, их напротив разбили по ротам и
в ротах по взводам и вообще старались делать все, чтобы два татарина в одной
отдельной части не могли встретиться лицом к лицу. Эту бессмысленную меру ничем
нельзя было оправдать. Добродушный и простодушный татарин никак не мог понять
смысла такой политики. Он привык нести военную службу в отдельных частях, в которых
он в течении 100 лет участвовал во всех крупных войнах.
Но все это было при старом режиме.
В 1905 году – в короткую эру «свобод, дарованных царем Николаем», крымские
татары попытались также добиться для себя некоторых благ в виде реформ
Духовного Правления, своих школ и выделения татар - солдат в отдельные части.
Но вследствие скорого наступления реакции, чаяниям их не суждено было сбыться.
Теперь, когда лучи неподдельной
русской свободы проникают во все уголки России и лозунг о самоопределении народностей
прозвучал далеко за пределами России, крымские татары, памятуя свою почти 150
летнюю военную службу, «обещание» и «честное» слово самодержавного
правительства, решили осуществить свое заветное желание революционным путем.
В обращении к военному министру А.
Керенскому 17 мая Таврический муфтий, по поручению Временного
мусульманского-исполнительного комитета, просил министра между прочим, о
разрешении перевода в Крым запасных тыловых частей крымского конного полка.
Министр дал обещание это сделать.
18 июня этого года татары-солдаты
и офицеры Симферопольского гарнизона выделились в отдельный батальон. Нераз
обманутые в своих заветных желаниях, и отличаясь во все времена своей жизни под
властью России полной лояльностью к русскому правительству, татары на этот раз
не выдержали и не могли дождаться осуществления своего законного права
законодательным путем.
Но и на этот раз попытка солдат-крымцев
выделиться в особую часть встречена была со стороны «революционного начальника»
окриком: «разбойники, разойдитесь!». И прошел целый месяц, пока наконец это
выделение было признано военными властями.
Отдельное несение военной службы
казачеством нисколько не нарушает принципов дисциплины и военного строя. Под
боком у крымских татар товарищи – украинцы легко и скоро выделяются в отдельные
части, но почему-то выделение татар встречено «министром-социалистом» с
колебанием, а «министром-кадетом»-совершенно отвергнуто.
Но всему этому не приходится
удивляться. Печально лишь то, что среди привилегированных татар, в среде большинства мурз нашлись лица, которые
усмотрели в выделении татар-солдат в отдельный батальон явное преступление и
старались провокационным путем устно и печатно внушать как солдатам, так и
татарскому населению, что последствия такого самовольного поступка могут
оказаться для них гибельными. Уверяли, что такое выделение вызывает со стороны
русских и еврейских солдат самые решительные протесты и даже угрозы. Конечно,
это злостное утверждение бывших «зубров», а ныне казаков никого не могло ввести
в заблуждение и каждый татарин- демократ отлично понимал, что это лишь
предсмертная агония лиц, которые лишаются своих классовых преимуществ и
привилегий и как утопающий хватается за соломинку, так и они надеются подобными
выступлениями как-нибудь восстановить свое, нарушенное ходом революции,
положение.
Татары-солдаты, выделившись в
отдельный батальон, этим вовсе не отделились от русской армии и по первому
требованию и зову правительства они немедленно отправятся на фронт. Они издавна несли военную службу в отдельных
частях; это их право, но это право было попрано самым безжалостным образом
старым правительством; теперь только это желание всех крымских татар.
Напрасны поэтому все старания
реакционных групп из татар внушать массам, что татары-солдаты, выделившись в
отдельную часть, этим самым введены в преступное заблуждение муфтием и
Крымско-мусульманским Исполнительным комитетом, которое якобы в этом деле
преследует свою особую цель; напрасен, говорим мы, весь, поднятый вокруг этого
вопроса шум, так как теперь народ отлично разбирается и знает, кто его истинный
друг и враг.
|
Категория: Golos tatar | Добавил: tairk
|
Просмотров: 1365 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Malümat sayısı |
Photo: 47 Blog: 2 Ekspeditsiyalarımız: 3 Failler konvolütı: 246 Maqaleler: 115 Qırıtatar folklorı: 238 Guestbook: 755 |
Kitaplarımız |
|
|