Крымскотатарской культуре был
нанесен колоссальный урон в ХХ веке; ее восстановление – неотложнейшая проблема
живущих поколений крымских татар.
Многие десятилетия в местах
депортации даже наиболее талантливые представители национальной интеллигенции
были лишены возможности заниматься своей профессией или тем, к чему они имели
подлинное призвание.
К таким фигурам в полной мере можно
отнести и Абдурамана Бариева (Бари) – педагога, писателя, историка, собирателя
крымскотатарского фольклора. Он относится к плеяде подвижников крымскотатарской
культуры, пытавшихся и на чужбине сохранить многовековое национальное
культурное богатство, родной язык, без всякой надежды на то, что их труды будут
опубликованы при жизни, работая фактически «в стол». Так случилось и с
наследием Абдурамана Бари, чья книга вышла только сегодня, спустя почти четыре
десятилетия после смерти.
На днях в издательстве «Тезис»
увидела свет книга Абдурамана Бари, которую без всякого преувеличения можно
назвать долгожданной, – «Аятымнынъ унутылмаз левхалары» («Незабываемые эпизоды
моей жизни») (вступительные статьи – Шакира Селима и Исмаила Керимова; автор
биографического очерка – Гульнара Бекирова; составители Гульнара Бекирова, Зера
Бекирова; общая редакция – Зеры Бекировой).
Абдураман Бари родился в 1897 году в
деревне Аджи-Менди Петровской волости Феодосийского уезда. В 1906-1908 гг. он
учился в начальной школе в соседней деревне Сыджеут, а в 1909-1910 гг. – в
медресе Джавтобе, где изучал турецкий и арабский языки.
В апреле 1912 года умер его отец
Бари, и осенью того же года Абдураман отправился в Бахчисарай, где учился в
Зынджирлы медресе. После обучения, в 1915-1917 гг., преподавал в родной деревне
Аджи-Менди, а 1917-1921 гг. – в медресе Джавтобе. В 1922 году вернулся в
Аджи-Менди, в следующем году женился и вплоть до начала Великой Отечественной
войны учительствовал в родной деревне.
В августе 1941 г. Абдурамана Бари
мобилизовали в Красную Армию. После войны, он, как и тысячи его
соотечественников-фронтовиков, отправляется в места в депортации на поиски
своей семьи. А. Бари находит ее, пережившую страшное горе – потерю трех
дочерей, – в одном из поселков Андижанской области...
В спецпоселении ему пришлось забыть
о профессии учителя, осваивая новые для себя рабочие специальности. Выйдя на
пенсию в 1957 г.,
Абдураман Бари посвятил свое время любимой и близкой ему изыскательской работе,
воспоминаниям...
Сведения об авторе можно почерпнуть
из этой книги, но главное в ней вовсе не история его жизни – многотрудной,
полной испытаний и горя, впрочем, как и у большинства современников А.Бари.
Основное в ней – история страны,
Крыма и крымских татар.
Большой интерес у крымоведов наверняка
вызовет работа «Аджи-Менди кою», которая открывает книгу. В ней подробно
описана история ее основания в середине ХIХ века и судьба жителей родной
деревни А.Бариева.
Не меньший интерес представляют
публикуемые в книге воспоминания "Хатирелерим". Абдураман Бари
описывает события своей жизни и современной ему действительности с 1906 по 1934
гг. Это жизнеописание с раннего детства до наступления зрелости является вместе
с тем важным источником по истории Крыма и крымских татар.
Рассказывая о себе, Бари вместе с
тем подробно повествует о подлинно значимых исторических событиях – революции и
гражданской войне в Крыму, рассказывает о голоде 1921-1922 гг., о периодах НЭПа
и коллективизации, и это, безусловно, делает его воспоминания важным
историческим источником.
Вторая часть "Дженк йиллары
хатирелери" – мемуары о войне. Это скрупулезное хроникальное
повествование, в основу которого положены записи военных дневников.
Абдураман Бари подробно, буквально
по дням – с 23 июня 1941 по 15 мая 1942 гг., – описывает начало и ход военных
действий в Крыму, свою службу в 51-й армии Крымфронта, где он – "по
причине хорошего почерка и грамотности" – стал писарем 476-го полка.
Вторая часть книги – "Сырткъы Кавказда" – посвящена войне на Северном
Кавказе, где Бариев оказался после отступления 51-й армии, немецкого плена и
советского фильтрационного лагеря. Описанная им война – будничная, настоящая,
это война рядового солдата. К сожалению, события второй части книги прерываются
в январе 1943 года. Как полагает автор биографического очерка книги, Гульнара
Бекирова, у этой работы имелось и завершение. В 1980-х годах дочери Абдурамана
Бари, Къасиде, удалось вывезти часть архива в Мелитополь, и именно материалы
архива Къасиде Бекировой (Бариевой) составили эту книгу. Однако, как отмечает
внучка А.Бариева Гульнара Бекирова, есть причины считать, что та часть архива
Бариева, которая оставалась в Узбекистане, в основном погибла…
Полагаю, что эта книга будет
интересна не только историкам, но и филологам.
Абдураман оджа был весьма прославленным
в среде знатоков собирателем крымскотатарского фольклора. Сохранились
записанные им крымскотатарские варианты дестанов (народных эпосов) "Чора
Батыр" и "Эдыге", рукопись "Халкъ эдебияты (фолклор)".
В книгу включены письма к Абдураману Бари таких известных деятелей
крымскотатарской культуры, как Басыр Гафаров, Рефик Музаффаров, Шамиль Алядин.
С Басыром Гафаровым его связывали
весьма давние отношения – Абдураман Бари был учителем Басыра в начальной школе.
Затем связи прервались – Гафаров поступил в Тотайкойcкое образцовое училище,
готовившее национальные кадры, потом – в Крымский пединститут, а Бариев остался
преподавать в родной деревне, также заочно окончив пединститут. Во время войны
они не встречались, хотя оба были мобилизованы в 51-ю армию. После войны А.
Бариев оказался в местах спецпоселений в Узбекистане, а Б.Гафаров – в Москве,
где женился, поступил в аспирантуру Института востоковедения; в 1956 году он
стал кандидатом филологических наук по теме "Система спряжения гагаузского
языка". Оба занимались изучением крымскотатарского фольклора, и, очевидно,
именно на этой почве их отношения возобновились в 1956 или в 1957 годах.
Их переписка о вопросах сохранения
крымскотатарского языка и национального фольклора частично представлена в
книге. Она продолжалась вплоть до самой смерти А. Бариева в 1970 году…
Наследие Абдурамана Бари, основное
предназначение которого было зафиксировать крымскотатарский фольклор и
важнейшие события истории крымских татар, сегодня возвращается к
соотечественникам. Хочется надеяться, что за первой книгой последуют новые.
|