"Elyazma kitapları" İlmiy Araştırma Merkezi
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 24/04/28, 12:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Navigatsiya
Kategoriyalar
Antroponimika [1]
Edebiyatşınaslıq [21]
Folklor [13]
Sahnacılıq [4]
Tarih [11]
Tenqid [4]
Tilşınaslıq [19]
Kitaphanecilik [0]
Matbuat [32]
Maarifçilik [2]
Medeniyet [6]
Mimarcılıq [1]
Müzeşınaslıq [1]
Soyadlar bazası
"Tamırlarıñnı ögren"
Aqmescit Devlet Arşivinde
Soyadıñnı tap!
Statistics
Продвижение неизбежно Апдейты поисковых систем
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Tarih

ЧУБАРОВ Э.: НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ЭПИЗОДЫ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА В ВОСПОМИНАНИЯХ АБДУРАМАНА БАРИ

Крымскотатарской культуре был нанесен колоссальный урон в ХХ веке; ее восстановление – неотложнейшая проблема живущих поколений крымских татар.

Многие десятилетия в местах депортации даже наиболее талантливые представители национальной интеллигенции были лишены возможности заниматься своей профессией или тем, к чему они имели подлинное призвание.

К таким фигурам в полной мере можно отнести и Абдурамана Бариева (Бари) – педагога, писателя, историка, собирателя крымскотатарского фольклора. Он относится к плеяде подвижников крымскотатарской культуры, пытавшихся и на чужбине сохранить многовековое национальное культурное богатство, родной язык, без всякой надежды на то, что их труды будут опубликованы при жизни, работая фактически «в стол». Так случилось и с наследием Абдурамана Бари, чья книга вышла только сегодня, спустя почти четыре десятилетия после смерти.

На днях в издательстве «Тезис» увидела свет книга Абдурамана Бари, которую без всякого преувеличения можно назвать долгожданной, – «Аятымнынъ унутылмаз левхалары» («Незабываемые эпизоды моей жизни») (вступительные статьи – Шакира Селима и Исмаила Керимова; автор биографического очерка – Гульнара Бекирова; составители Гульнара Бекирова, Зера Бекирова; общая редакция – Зеры Бекировой).

Абдураман Бари родился в 1897 году в деревне Аджи-Менди Петровской волости Феодосийского уезда. В 1906-1908 гг. он учился в начальной школе в соседней деревне Сыджеут, а в 1909-1910 гг. – в медресе Джавтобе, где изучал турецкий и арабский языки.

В апреле 1912 года умер его отец Бари, и осенью того же года Абдураман отправился в Бахчисарай, где учился в Зынджирлы медресе. После обучения, в 1915-1917 гг., преподавал в родной деревне Аджи-Менди, а 1917-1921 гг. – в медресе Джавтобе. В 1922 году вернулся в Аджи-Менди, в следующем году женился и вплоть до начала Великой Отечественной войны учительствовал в родной деревне.

В августе 1941 г. Абдурамана Бари мобилизовали в Красную Армию. После войны, он, как и тысячи его соотечественников-фронтовиков, отправляется в места в депортации на поиски своей семьи. А. Бари находит ее, пережившую страшное горе – потерю трех дочерей, – в одном из поселков Андижанской области...

В спецпоселении ему пришлось забыть о профессии учителя, осваивая новые для себя рабочие специальности. Выйдя на пенсию в 1957 г., Абдураман Бари посвятил свое время любимой и близкой ему изыскательской работе, воспоминаниям...

Сведения об авторе можно почерпнуть из этой книги, но главное в ней вовсе не история его жизни – многотрудной, полной испытаний и горя, впрочем, как и у большинства современников А.Бари.

Основное в ней – история страны, Крыма и крымских татар.

Большой интерес у крымоведов наверняка вызовет работа «Аджи-Менди кою», которая открывает книгу. В ней подробно описана история ее основания в середине ХIХ века и судьба жителей родной деревни А.Бариева.

Не меньший интерес представляют публикуемые в книге воспоминания "Хатирелерим". Абдураман Бари описывает события своей жизни и современной ему действительности с 1906 по 1934 гг. Это жизнеописание с раннего детства до наступления зрелости является вместе с тем важным источником по истории Крыма и крымских татар.

Рассказывая о себе, Бари вместе с тем подробно повествует о подлинно значимых исторических событиях – революции и гражданской войне в Крыму, рассказывает о голоде 1921-1922 гг., о периодах НЭПа и коллективизации, и это, безусловно, делает его воспоминания важным историческим источником.

Вторая часть "Дженк йиллары хатирелери" – мемуары о войне. Это скрупулезное хроникальное повествование, в основу которого положены записи военных дневников.

Абдураман Бари подробно, буквально по дням – с 23 июня 1941 по 15 мая 1942 гг., – описывает начало и ход военных действий в Крыму, свою службу в 51-й армии Крымфронта, где он – "по причине хорошего почерка и грамотности" – стал писарем 476-го полка. Вторая часть книги – "Сырткъы Кавказда" – посвящена войне на Северном Кавказе, где Бариев оказался после отступления 51-й армии, немецкого плена и советского фильтрационного лагеря. Описанная им война – будничная, настоящая, это война рядового солдата. К сожалению, события второй части книги прерываются в январе 1943 года. Как полагает автор биографического очерка книги, Гульнара Бекирова, у этой работы имелось и завершение. В 1980-х годах дочери Абдурамана Бари, Къасиде, удалось вывезти часть архива в Мелитополь, и именно материалы архива Къасиде Бекировой (Бариевой) составили эту книгу. Однако, как отмечает внучка А.Бариева Гульнара Бекирова, есть причины считать, что та часть архива Бариева, которая оставалась в Узбекистане, в основном погибла…

Полагаю, что эта книга будет интересна не только историкам, но и филологам.

Абдураман оджа был весьма прославленным в среде знатоков собирателем крымскотатарского фольклора. Сохранились записанные им крымскотатарские варианты дестанов (народных эпосов) "Чора Батыр" и "Эдыге", рукопись "Халкъ эдебияты (фолклор)". В книгу включены письма к Абдураману Бари таких известных деятелей крымскотатарской культуры, как Басыр Гафаров, Рефик Музаффаров, Шамиль Алядин.

С Басыром Гафаровым его связывали весьма давние отношения – Абдураман Бари был учителем Басыра в начальной школе. Затем связи прервались – Гафаров поступил в Тотайкойcкое образцовое училище, готовившее национальные кадры, потом – в Крымский пединститут, а Бариев остался преподавать в родной деревне, также заочно окончив пединститут. Во время войны они не встречались, хотя оба были мобилизованы в 51-ю армию. После войны А. Бариев оказался в местах спецпоселений в Узбекистане, а Б.Гафаров – в Москве, где женился, поступил в аспирантуру Института востоковедения; в 1956 году он стал кандидатом филологических наук по теме "Система спряжения гагаузского языка". Оба занимались изучением крымскотатарского фольклора, и, очевидно, именно на этой почве их отношения возобновились в 1956 или в 1957 годах.

Их переписка о вопросах сохранения крымскотатарского языка и национального фольклора частично представлена в книге. Она продолжалась вплоть до самой смерти А. Бариева в 1970 году…

Наследие Абдурамана Бари, основное предназначение которого было зафиксировать крымскотатарский фольклор и важнейшие события истории крымских татар, сегодня возвращается к соотечественникам. Хочется надеяться, что за первой книгой последуют новые.

Категория: Tarih | Добавил: tairk (11/02/03)
Просмотров: 1383 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Malümat sayısı
Photo: 47
Blog: 2
Ekspeditsiyalarımız: 3
Failler konvolütı: 246
Maqaleler: 115
Qırıtatar folklorı: 238
Guestbook: 712
Akademik lüğatlar
Kitaplarımız

Copyright "Elyazma kitapları" İlmiy araştırma Merkezi © 2024