"Elyazma kitapları" İlmiy Araştırma Merkezi
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Четверг, 24/05/02, 02:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Navigatsiya
Kategoriyalar
Antroponimika [1]
Edebiyatşınaslıq [21]
Folklor [13]
Sahnacılıq [4]
Tarih [11]
Tenqid [4]
Tilşınaslıq [19]
Kitaphanecilik [0]
Matbuat [32]
Maarifçilik [2]
Medeniyet [6]
Mimarcılıq [1]
Müzeşınaslıq [1]
Soyadlar bazası
"Tamırlarıñnı ögren"
Aqmescit Devlet Arşivinde
Soyadıñnı tap!
Statistics
Продвижение неизбежно Апдейты поисковых систем
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Mimarcılıq

Абдужемилев Риза: Архитектура Карасубазара XVIII-XIX вв.

Карасубазар, насчитывающий многовековую историю в позднее средневековье являлся крупнейшим и значительным торговым, экономическим центром Крымского ханства. Среди историков нет единого мнения о времени зарождения города Карасубазара. В советской историографии первое упоминание о нём относили к XIII веку, при этом, не ссылаясь на источники, вероятно, связывает этот факт с установлением  на полуострове господства чингизидов и вхождение его в состав Джучиева Улуса.

Однако в арабских, персидских, византийских, Западноевропейских, генуэзских источниках, русских летописях, записках путешественников XIII-XIV вв. сообщение о городе Карасубазаре пока не найдено. По этому поводу известный крымскотатарский историк и нумизмат Нуреттин Агат (1889-1979) в статье, посвященной городу Карасубазару, опубликованной на страницах журнала «Emel», утверждал, что в связи с завоеванием в 1453 году султаном Мехмедом Фатихом Константинополя и в 1475г.  генуэзских колоний в Крыму, маршрут международной транзитной торговли между Востоком и Западом, заканчивающийся в Крыму, прекратил своё существование. Ранее маршрут проходил по территории Золотой Орды, но в результате нескончаемых междоусобных воин, за верную власть между чингизидами в первой половине XV в. торговые центры были разрушены и переместились в другие, более спокойные регионы. В связи с этими процессами на территории Крымского полуострова к концу XV в. пришли в полный упадок прежние политические и торгово-экономические центры – Эски-Крым, Судак, Мангуп, ещё ранее Херсонес.

В первой половине XVI в., в период правления крымских ханов Менгли-Гирая, Саадет-Гирая, Сахиб-Гирая, на территории полуострова и за его пределами возникают и быстро отстраиваются новые города, крепости и порты. К ним необходимо отнести прежде всего Бахчисарай, Акмесджит, Гезлев, Ор, Арбат, Хаджи Бей и конечно же Карасубазар.

Раскинувшейся по берегам реки Буюк-Карасу город стал средоточием ремесленных промыслов – кожевенного, ювелирного, кузнечного, производства медной посуды и торговли хлебом, виноградом, вином, оружием, одеждой, лошадьми и невольниками. К концу XVI в. Карасубазар становится одним из крупнейших городов полуострова.

В 1666 г. посетивший Крым известный путешественник Эвиля Челеби описал Карасубазар, указывая, что: "По этому городу протекает река Карасу, по обоим её берегам располагаются здания и постройки. В стороне кыблы на холмах стоят в основном армянские дома. На западной стороне, на ровной степи стоят 5500 двухэтажных домов крытых черепицей, с садами и виноградниками. Теперь со всех сторон  города построены высокие дворцы с верхними и нижними этажами. На реке через город плывущий, находятся свыше 100 мельниц водяных. Имеются там 8 мостов, построенных из дерева. Всего здесь 27 святынь мусульманских. Имеются 8 больших ханов для купцов. Всего там 4 бани, место услады сердца… 1140 лавок.… В ханах есть много прекрасного товара”.

Крупнейшим торгово-экономическим и культурным центром крымского ханства Карасубазар оставался вплоть до 1737 года.  В 1735 г. началась русско-турецкая война, в следующем, 1736 г. русские войска захватили и сожгли города Ор, Гезлев, Бахчисарай. В 1737 г. российская армия вновь вторглась на полуостров и 25 июля овладела одним из лучших крымских городов – Карасубазаром.

Десять лет спустя после завоевания Крыма в 1793-1794 гг. академик П.С.Палас, описывая полуостров, в частности, отметил:  "Город Карасубазар находится в очень низкой долине… Улицы, как и во всех татарских городах, узки, неправильно расположены.… Несколько хороших домов, большие каменные лавки и мечети с их башнями придают некоторый вид Карасубазару.… В городе насчитываются 23 татарские мечети, 3 церкви и синагога ”.

Карасубазар - культурный и экономический центр Крыма. Центр это площадь, на которой проходили все праздники, велась торговля. Площадь располагалась на пересечении торговых путей. Таким центром являлась площадь возле нынешней городской больницы (сквер имени Калинина).

В давние времена все праздники проводились на этом месте. Площадь напоминает треугольник  в центре которого стоял фонтан. Вокруг городской площади находилось 15 кофеен. От городской площади на ул. Сарынча (Луначарской) находится здание богача Абибуллы «Авропа кавеси». После установления советской власти в Крыму здание переименовали в «Ресторан Европа». Здание по сегодняшний день используется как «ресторан - бар». Возле площади стоит дом, снизу которого находится вход в подвал (магаз), впереди колонны с аркой. Этот дом в 1736 г. построил Фатих-Гирай хан. Поле Гирай хана этот дом передаётся Эбубекиру из рода Ширинских. Это здание переходило из поколения в поколение.

Жилища Карасубазарского района обладают рядом общих признаков, связывающими их с жилищами Балканского полуострова. Дома  отличаются беспорядочным расположением, пустынным двором, окружённой низкой каменной оградой и имеет неправильные, но довольно широкие улицы. Дома построены из обмазанного глиной плетня или воздушного кирпича и по плану чаще всего состоят из двух-трёх комнат или из одной комнаты и сеней, обычно отепляемых очагом. Вход часто расположен со стороны, противоположной улицы. Дверь с высоким порогом ведёт в комнату, которая является и сенями и кухней. При доме имеется хлев, построенный в одну с домом и находящейся с ним под одной крышей. Хлев обыкновенно делается без передней стены, так что открыт со стороны двора. Крыша дома двухскатная, крытая землей и соломой, сверху которой кладётся черепица. Главной опорой крыши служат два врытых в землю, в середине узкой стороны дома, довольно толстых деревянных столба с развилкой на верху, на которые настилаются длинная слегка, являющейся гребнем крыша. Она подпирается для устойчивости столбами у внутренней стены дома. Сверх неё настилаются на расстоянии 75 см.  друг от друга значительно более тонкие стропилы, которые нижними концами выходят за край продольных стен, образуя навес крыши, иногда подпираемых рядом врытых в землю стоек. Подобного рода стойки ставятся также снаружи около глинобитных стен, особенно по углам дома, и врезаются проходящие вдоль горизонтальной слеги, образуя основной деревянной каркас дома. Хотя такого рода каркас мы встречаем здесь в домах, стены которых построены из воздушного кирпича, но по своему развитию он связан, очевидно, с другим материалом, так как глиняные стены сами представляют достаточную опору для установки крыши. Окна в таких домиках небольшие, квадратные с железной или деревянной решёткой из вертикальных прутьев, снаружи к ним приделываются двухстворчатые ставни. Двери часто с полукруглыми верхними карнизами открываются во внутрь дома и комнаты.

Двухэтажные дома мало, чем отличаются от одноэтажных. Нижний этаж делается из камня, причём задняя каменная стена, и вообще, выходящая на улицу, выкладывается значительной до 1метра толщины, и продолжается в верхнем этаже дома. Обычно второй этаж складывается из воздушного кирпича – калыба, на каркасе из узких деревянных планок. Часто верхний этаж не соответствует нижнему по величине и форме и выдаётся над ним широким навесом или выступающим углами.  Выступание верхнего этажа дает большую жилую площадь на верху. Такие дома имеют сходства со старыми византийскими домами. До сих пор можно еще кое-где увидеть такие дома в Карасубазаре. Нижний этаж более тесный, служил для жилья во время короткой крымской зимы, а летом он часто представлял собой кухню и вообще не парадную часть дома. Верхний этаж, куда поднимаются по наружной лестнице через галерею, отличается чистотой и служит для отдыха, приёма гостей, и как спальня. Окна в верхнем этаже делались в передней плетневой стене, крупные, часто двойные, с деревянными решётками из вертикальных стоек. Кроме того, проделывалось небольшое квадратное окно в задней стене, из которого можно было наблюдать всё, что происходило на улице. Сопоставляя дома Карасубазара со старыми домами Константинополя, особенно в турецких кварталах Стамбула, мы встречаем в последнем те же двухэтажные дома с выступающими вторыми этажами, поддерживаемыми деревянными колоннами, с черепитчатыми крышами, свисающими широкими, нередко, закруглёнными на углах навесами – сачах, окрашенными снизу геометрическим орнаментом из тонких деревянных дощечек, с высокими призматическими трубами, мебели и использованием помещений. Всё это говорит о значительном влиянии Константинополя на рост Крымского градостроительства.

Карасубазар был торговым центром Крыма. По описанию известного путешественника Эвиля Челеби в городе находилось 1140 лавок, на которых велась торговля, было много ремесленных мастерских. Через Крым проходили караванные пути из Востока в Европу. Все караваны проходили без малейшей опасности. Одним из промежуточных центров и большим торговым пунктом являлся Карасубазар, где мы находим значительные остатки караван-сарая. Один из них именуемый Верхний Таш-Хан, построен в 1654 году. В настоящее время от здания сохранилась западная его часть. План его представлял прямоугольник, окруженный со всех сторон улицами, вообще же караван-сараи ставились на площадях городов или в открытых местностях. По-видимому, с одной стороны – западной – был въезд, представляющий массивную арку, обработанную большими блоками. Над аркой на высоте второго этажа, прямоугольное окно с железной решёткой. Два боковых камня и перемычечный украшены розетками с лепестковым орнаментом. В остальном внешний вид представлял гладкую стену хорошей кладки из неправильных камней, высотой два этажа. Нижняя часть стены была глухая, верхняя имела бойницы, обработанными тесаным камнем. Внутри караван-сарай имел обширный двор, кругом которого располагались в два этажа сводчатые помещения; нижние из них предназначались для животных, верхние – для жилья. Общий вид сооружения представлялся монументальным, по углам, вероятно, имелись сторожевые башни, так как везде и всегда караван-сараи были убежищем, где искали защиты мирные торговые караваны от нападения разбойников и врагов. На ул. Луначарской (Сарынча) №8-10 на месте двух двухэтажных домов находился Джелял-хан караван-сарай.

Также в Карасубазаре было две большие бани Биюк-Хамам и Чай-Хамам. Бани имели мужское и женское отделение. Под резервуаром для горячей воды помещалась топка. Топка круглой формы, дым идёт из неё пятью каналами: два из них проходили резервуары для воды, а три шли, развёртываясь, под каменными полами банных помещений. Топка перекрыта полуцилиндрическим сводом, стены оштукатурены хоросаном, особого вида крепкой и водонепроницаемой штукарской, составленной из известнякового раствора с добавлением до 50% толчённого и сеяного кирпича. Стены сложены из бутового камня и с обеих сторон оштукатурены. Внутри бани находился фонтан. Это отделение служило комнатой для отдыха после бани. Здесь же курили табак и пили кофе. Бани Чай-Хамам и Биюк-Хамам имели персидские формы сводов арок и парусов и османский характер строения. До наших дней эти две бани не сохранились.

Как ранее упоминалось в Карасубазаре XVIII в. было 23 мечети, 3 церкви и 1 синагога. Речь идет о культовых сооружениях Карасубазара. Наиболее подробно мы рассмотрим две базиличные мечети: Текие-Хан-Джами и Шор-Джами.

Шор-Джами был расположен в центре города. План её представлял прямоугольник, разбитый на две части: передняя часть нартекс и помещение мечети было трехнефное, деревянное, перекрытие которой поддерживалось 6 арками, по 3 в каждом ряду, имеющих определённо выраженную килевидную форму и оперяющихся на восьмигранные каменные колонны. Между арок размещались круглые окна, происхождение которых относиться к османскому искусству. Южная торцовая сторона имела михраб. Южная, восточная и западная стены имели по 4 окна. Северная имела входную дверь и два окна. Проём каждого окна был обложен крупным тесаным камнем. На них были высечены профиля наличника. В окнах были вставлены железные решётки с кулачками. Все четыре угла имели срезы углов под 45˚, которые приблизительно на высоте человеческого роста, которые не несли практического значения, а играли большую декоративную роль. Минарет был новейших форм. К сожалению мечеть не сохранилась. До войны здание использовалось как спортзал. В 1977-1980 гг. мечеть сносят.

По сообщению У.Э.Боданинского, Текие-Хан-Джами построена в 1727г. в эпоху Менгли-Гирая II. Здание было построено в виде прямоугольника, покрытого черепичной крышей. Стены выложены из бутового камня на глине с песком и саманом. В интерьере Текие находились по обеим сторонам по 8 келий хуждр. Кельи выходили в мечеть маленькими дверками и освещаются с улицы небольшими окнами в виде бойниц. Михраб Текие представлял почти точную аналогию мечети Шор-Джами, заставляет нам сделать предположение, что обе мечети были построены в одно время, то есть начало XVIII века. Интерес представляет минарет мечети на котором были расположены два балкончика. Место где находилась мечеть на ул. Хан-Джами (Степная 28) в 1934г. снесена.

На ул. Хан-Джами быа ещё одна мечеть Яны-Джами в 1934г. снесена. На ул. Красная горка 1 находилась мечеть Чурум-Токал в 1934г. снесена. Возле БОШ№3 на месте нынешнего спортзала находилась мечеть Шан-Гирая в 1927г. снесена. Возле мечети было кладбище. На ул. Курбан-Али (Перекопская 15) стояла мечеть Курбан-Али в 1930г. снесена. На ул. Ханий (Рылеева) находилась мечеть Биюк-Джами с двумя минаретами. Во дворе было кладбище в 1932г. снесена. Далее предлагается список наименований разрушенных мечетей, дата и место расположения. Шах-Мурат, ул. Ключевского (1930). Хаджи-Осман, ул. Садовая (1930). Улу-Ханий-Султан, ул. Интернационале (1934). Чильтерли, ул Ананиевская (1928). Кельташ, ул. Садовая (1928). Кара-Чора, ул. Кара-Чора (1932). Тахталы-Джами, ул. Айдынлык (193). Бахчи-Ичи, ул. Бахчи-Ичи (1932). Аджи-Маале, ул. Аджи-Маале (1934). Чардаклы, ул. Аптекарская (1925). Необходимо отметить, что, специальным Постановлением КрымЦИКа от 25 октября 1929 года, две мечети г. Карасубазара Хан-Джами и Шор-Джами передавались под охрану и ведение Наркомпроса Крым АССР как архитектурные памятники страны. Но, не смотря на Постановление КрымЦИКа, памятники не пощадили. До наших дней чудом уцелела одна из самых последних, закрытых 27 мая 1938г. мечетей на полуострове – Йылдырым-Джами, ныне используется под жильё.

 На сегодняшний день известно две сохранившиеся кофейни, Авропа-кавеси на ул. Луначарской и старая кофейня на ул. Мирошниченко. На ул. Луначарской сохранились руины караван-сарая. Также много старых домов XVIII-XIX веков. Старая часть города ещё не потеряла своего восточного характера. Многие архитектурные объекты Карасубазара до конца не исследованы. Перспектива этой деятельности огромна.                        

 

Список использованных источников и литературы:

 

1.Книга путешествия. Турецкий автор Эвиля Челеби о Крыме (1666-1667 гг): Перов. И коммент. Е.В.Бахревского. - Симферополь, 1999.-

     С.72-75.

2.Засыпкин Б.Н. Памятники архитектуры крымских татар//Крым.-1927. №2 (4).

3.Куфтин Б.А. Жилище крымских татар в связи с историей заселения полуострова (материалы и вопросы). – Москва, 1925.

4.Палас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793-1794 гг. // РАН; Отв. Ред. Б.В.Левшин, сост. А.К.Ткачева. – Москва. Наука, 1999.-С.111.

5.Аджиредин П. Улу-Ханий, Аджи-Осман, Аджи-Бейлер къайсы ерде экен? // къырым. – 2007. - №25.- С.5.

6.Килеса В.Г. На маршруте Белогорск: Очерк – путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1975. – С.634.

7. Крым: Путеводитель. – Симферополь: Крымгосиздат, б/г. – С.294.

8. Аджиредин П. «Къарасувнынъ дерт кошеси» доланайыкъ! // къырым. – 2005. - №49. – С.4.

9. Араджони М.А., Герцен А.Г. Крымские татары. – Симферополь: изд. «Доля», 2005. – 576 С.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Mimarcılıq | Добавил: tairk (11/03/03)
Просмотров: 2788 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Malümat sayısı
Photo: 47
Blog: 2
Ekspeditsiyalarımız: 3
Failler konvolütı: 246
Maqaleler: 115
Qırıtatar folklorı: 238
Guestbook: 712
Akademik lüğatlar
Kitaplarımız

Copyright "Elyazma kitapları" İlmiy araştırma Merkezi © 2024