"Elyazma kitapları" İlmiy Araştırma Merkezi
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Четверг, 24/05/02, 16:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Navigatsiya
Kategoriyalar
Antroponimika [1]
Edebiyatşınaslıq [21]
Folklor [13]
Sahnacılıq [4]
Tarih [11]
Tenqid [4]
Tilşınaslıq [19]
Kitaphanecilik [0]
Matbuat [32]
Maarifçilik [2]
Medeniyet [6]
Mimarcılıq [1]
Müzeşınaslıq [1]
Soyadlar bazası
"Tamırlarıñnı ögren"
Aqmescit Devlet Arşivinde
Soyadıñnı tap!
Statistics
Продвижение неизбежно Апдейты поисковых систем
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Medeniyet

Желтухина Ольга: Исчезающее искусство филиграни. Ювелирные украшения у крымских татар: изготовление, ношение, функциональное значение

Украшения в национальном костюме всех народов занимают большое место. В первобытный период украшения имели большее значение, чем одежда. С самого начала они выполняли не только эстетические функции, но и служили оберегами, имели функциональное назначение: ими застегивалась одежда, укреплялась прическа.

Ювелирные изделия крымских татар отличались большим разнообразием. Это были украшения для головы, кос, шейно-нагрудные украшения, пряжки для пояса, браслеты, кольца. На их характер, так же как и на украшения многих дpyгиx народов, большое влияние имели традиции, привнесенные из Египта, Греции, Рима, Византии, а также чисто восточные традиции.

Вместе с тем, ювелирным украшениям крымских татар свойственно свое особое изящество исполнения, свои формы, орнаменты, отличающие их от ювелирных украшении других народов. Но, к сожалению, дo настоящего времени, нет ни одного глубокого исследования о ювелирных украшениях крымских татар. А ювелирное дело, особенно искусство филиграни, было столь популярным в Крыму, что о нем была сложена одна из лучших крымских легенд "Филигрань" [1], гдe рассказывается о мастере-ювелире, изготовлявшем из нитей своего чистого сердца филигранные узоры колец, ожерелий, пряжек.

Ювелирное производство у крымских татар существовало и в советское время. Только национальные орнаменты в это время стали заменяться советской символикой: изображением серпа и молота, пятиконечной звезды, а вместо арабских надписей появились надписи "СССР", "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

Традиционные ювелирные изделия крымских татар отличаются красотой, имеют древние корни, о чем свидетельствуют находки из кладов XIII-ХV вв. Но лишь У. Боданинский в своей работе "Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму" [2] коротко описал работу цехов ювелиров в Бахчисарае, дa еще П. Никольский [3] изучил инструменты и технику изготовления украшений крымских мастеров.

До настоящего времени ювелирных украшений крымских татар дошло не много. В музейных коллекциях эти предметы чаще других подвергаются хищениям. Так, в 1944 году была утрачена коллекция ювелирных изделий Бахчисарайского музея, собранная в 20-е годы в различных регионах Крыма. Сейчас имеются лишь фотографии этой коллекции да записи в инвентарной книге. Между тем, в средневековье и вплоть go начала ХХ века Бахчисарай был одним из главных ювелирных центров Крыма. П. С. Паллас cpeдu других ремесленных лавок Бахчисарая отметил 6 лавок серебрянщиков [4]. Серебро было oдним из главных металлов, с которыми работали крымские мастера. Ювелирные изделия они делали и из золота, поэтому по-крымскотатарски цехи ювелиров в Бахчисарае назывались "куюмджи-ве-алтынджи" — цех филигранщиков (сканщиков) и золотых дел мастеров. Их покровителем (пиром) был Мухсин-бин Осман.

П. Никольский так описывал внешний вид ремесленных лавок крымских ювелиров: "На окне несколько штук колец, брошки, застежки для пояса, серебряные и позолоченные с растительным орнаментом, украшения женских шапочек" [5].

Кроме крымских татар, ювелирным делом в Крыму занимались цыгане, караимы. Четверть их продукции вывозилась за пределы Крыма [6]. В свою очередь, в Крым, чаще всего из Турции, также привозили ювелирные украшения.

Все украшения крымских татар можно разделить на следующие группы: украшения для головы, шейные украшения, украшения для пояса, для рук, красиво оформленные амулеты. Все они тесно связаны с национальным костюмом и должны рассматриваться на его фоне.

Украшения для головы у крымских татар разделяются на пришивные и съемные. Из пришивных украшений для головы наиболее популярным был тёпелик, пришиваемый на верх женского головного убора (феса). По размеру и форме тёпелик обычно совпадал с донышком шапочки феса и представлял собой композицию из цветов с камнем в центре или выполнялся в виде шестиконечной звезды, солнца со многими лу чами, окруженного полумесяцами.

Другое украшение для головы у крымских татар, менее распространенное, чем тёпелик - "алтын-сургуч" — брошка. Центр этого украшения представлял собой розетку, бутон или выполнялся в виде павлина "алтын-хораз", в стороны от которого расходились цепочки с плоскими подвесками.

Налобное украшение у крымских татар называлось "баш-алтын". Оно выполнялось в виде тонкой металлической ленты и вряд ли уже служило своему первоначальному назначению удерживать волосы во время танца. "Баш-алтын" в первую очередь подчеркивало достоинство ее обладательницы. Это украшение крепилось ниже шапочки — феса. На нем изображались рельефные орнаменты, в центре часто — шестиконечная звезда, к низу "баш-алтын" крепились многочисленные круглые подвески.

Ниже "баш-алтын", на виски, замужние крымские татарки подвешивали "зильф-аскы", которыми украшали локоны. Головной убор крымских татарок не закрывал уши. Уши украшали серьги и подвески разнообразных форм.

Серьги крымские ювелиры выполняли в виде полумесяца, круга — "чарх", соединенных трех или пяти колец. Они были также конусообразными, квадратными, в виде скрученного каната — "купе-канатлы", ажурными — "купе-фенер", напоминали по форме миндаль или несколько соединенных между собой миндалей, желудь, виноградные листья, корзину или сосуд "гугюм".

Ногайские серьги "герданлы-купе" были длинными, coeдиненные между собой цепочками. Шейным украшением крымской татарки были или "боюнджак" — бусы, бисер в несколько рядов, или украшение "инджили-алтын", которое могло состоять из нескольких филигранных кружков, соединенных межцу собою.

Рядом с шейным украшением крепился нагрудник - "герданлык". Он закрывал вырез на груди платья и украшал грудь крымской татарки. Герданлык" мог состоять из колец, розеток и подвесок, соединенных между собой, нескольких ниток кораллов — "мерджан-герданлык". Haгpygными украшениями у крымских татар были так же жемчужные решетки — "кафессы", "керги" — украшение, состоящее из большого количества монет, пришитых между камнями, и "ильван-пул" — нескольких рядов цепочек, прикрепленных к пряжкам.

Изготавливали крымские мастера и брошки — "зинет-инеси", булавки-"толпу-ине". Платье у крымских татарок часто было распашным и потому стягивалось поясом с пряжкой, состоящей из стержня и рамы разнообразных форм с застежкой крючком. Пояс мог быть полностью металлическим или кожаным, бархатным с отцельными ажурными металлическими деталями и большими пряжками — "кушак-баш". У девушек пояса были более изящными, у женщин на поясах были пряжки весом до 400 граммов и диаметром до 18,5 см (коллекция БГИКЗ). Пояса носили и молодые мужчины. Побывавшая в Бахчисарае Е. Горчакова отметила: "...молодые татары перетянуты поверх синих курток чеканными поясами со множеством цепочек" [7].

Пряжки на женских поясах выполнялись парными и были круглыми, миндалевидными, в виде корзин с цветами или бабочек. Руки крымских татар украшали браслеты — "билезлик" и кольца — "юзюк". Кольца у крымских татар носили как мужчины, так и женщины. Х. Монастырлы заметил: "Татарки большые охотницы дo колец и браслетов и носят, в особенности первые, в таком количестве, что ими нанизываются почти все пальцы. Кольца эти большею частью медные, а браслеты серебряные низкопробные были из простого стекляруса" [8].

Браслеты у крымских татар могли быть парными и отличались разнообразием. Это были браслеты металлические, сплошные или состоящие из нескольких частей, coeдиненных между собой, и напоминающие скрученный канат. Они выполнялись из ряда камней или цепочек, соединенных между собой. Кроме того, браслеты "боюнджак-билезлик" изготавливались из бус преимущественно красного, черного и голубого цветов, браслет "капара-билезлик" представлял ряд пуговиц.

Наиболее популярным украшением у крымских татар, судя по украшениям, встречающимися в свадебном обряge, были "герданлык" нагрудник, серьги, пояс с пряжками [9,10].

Украшением костюма крымских татар служили и красиво оформленные амулеты. На шею женщины надевали амулет "боюк-касиде" с цепочками, с "дильда нами" ("диль" сердце, душа), на волосы подвешивали "сач-касиде" футлярчик с молитвой. Но наиболее распространенным амулетом у крымских татар был амулет треугольной формы — "амайлы". Он мог быть металлическим, сшитым из сафьяна или черной ткани с голубой бусинкой от сглаза — "назар-боюнджак".

В довоенной экспозиции Бахчисарайского музея на манекене "невеста" был надет "амаиль-кап" — футляр для амулета восьмигранной формы на серебряной цепочке с двумя трубочками "масыр".

Для изготовления ювелирных изделий крымские татары использовали благородные и простые металлы, драгоценные и полудрагоценные камни. Чаще всего ювелирные изделия делались из серебра, низкопробного серебра, серебра с позолотой, меди, золота, железа. Золото — самый ковкий из всех металлов, и поэтому из него выполнялись наиболее изящные вещи. Серебро после золота — самый ковкий благородный металл, оно тверже золота и поэтому также играло значительную роль в изготовлении ювелирных украшений.

Из камней крымские ювелиры любили сердолик (акик), перламутр, бирюзу, яшму, алмазы, янтарь, кораллы. Камни обрабатывались в форме овала или квадрата, выкладывались в виде короны. Когда у мастеров не было никаких камней, они делали изделие, где кубический выступ заменял камень.

Жемчуг не только служил для украшения ювелирных изделий, его пришивали к фесам, нанизывали в ряд в виде кисточек, цепочкой из жемчуга соединяли одну серьгу с gpyгой, делали решетки на груди. В Европе в период барокко одежда, шитая жемчугом, или жемчужные нити в несколько рядов были необходимой принадлежностью туалета женщины высшего общества. В Крыму украшение одежды жемчугом было широко распространено и в ХХ веке. Любимые камни, металлы вошли в пословицы и поговорки крымских татар: "Пищей были ячмень и крупа, камнем были золото и жемчуг", "Koгga красильщика спросили: "Какой цвет ты любишь?", — он сказал: "Желтизну золота и серебро", 'Ремесло — золотой браслет на руке", "Золото спрашивай у менялы, а драгоценные камни у ювелира" [11]. Красота ювелирных изделий зависела не только от качества металла и драгоценных камней, но и от искусства мастера, способного вцохнугь жизнь в свое творение.

Для изделий крымских мастеров характерно изящество, чувство спокойствия и точность в изображении, многочисленные детали, многовариантность изображаемого. Наиболее распространенная техника, в которой работали крымские ювелиры, была техника филиграни. Это один из наиболее древних способов украшения. Слово филигрань происходит от латинского filum — проволока. Многогранные изделия — это искусные изделия из тонкой (рифленой) проволоки, которые припаивались к металлической основе, образуя и представляя собой искусно переплетенный жгутик, запаиваемый в местах пересечения.

Крымские мастера пользовались и техникой литья, когда модель изготавливалась из воска, свинца, меди или дерева и заливалась металлом. Если ювелиры делали ажурные изделия, в основе пропиливали дырочки. Ювелирные изделия украшались гравировкой, чеканкой. При чеканке рисунок был или довольно высоким, в виде горельефа, или низким, напоминающим гравировку.

Отдельные детали ювелирных изделий украшались эмалью, чернью. Эмаль была малинового, голубого, белого, желтого, красного цветов. Для ее получения детали изделия заливались жидкой стеклянной массой, а затем обжигались. При чернении изделий к серебру добавляли медь, серу, свинец.

При всем многообразии техник, которыми владели крымские ювелиры, филигрань была их любимой техникой. И поэтому П. Никольский, описывая работу бахчисарайских ювелиров в начале ХХ века, писал: "Кропотливо и медленно они выделывают из коротеньких серебряных проволочек отдельные части растительного орнамента: ободки листа и цветки с корешком, внутренности иx и т. п., соединяют их между собою или путем механического вдавливания, или спаивая одну с другой, ударами маленькой ступки придают им несколько выпуклую форму... Их инструменты крайне просты и примитивны: маленькая наковальня и раздувальный мех, несколько различной величины пинцетов, металлические пластинки с рядом дырочек для вытягивания из слитка проволоки, а иногда просто просверленный медный пятак, оригинальной формы ступка. Только стоящая в стороне современная машина для фальцовки проволок несколько нарушает первоначальный вид этой мастерской" [12].

Изготовив филигранные изделия, мастера производили их золочение на огне. Золото смешивалось с ртутью, наносилось на предмет в виде тонкого слоя и подвергалось обжигу. В это время ртуть испарялась.

Обрабатывая камни для ювелирных изделий, мастера производили их шлифовку, гранение, вырезали на них орнаменты. Одним из наиболее известных ювелиров в Бахчисарае был Велиша Уста.

Ряд изделий бахчисарайских ювелиров: браслеты в виде скрученного каната, браслеты, изготовленные из пуговок, филигранные серьги с подвесками и с бирюзой демонстрировались в 1925 году в Париже на выставке Декоративного искусства и современной художественной промышленности.

В крымских ювелирных украшениях привлекает не только их форма, разнообразие, техника исполнения, но и орнаменты: геометрические, растительные, цветочные, эпиграфические, зооморфные.

Среди геометрических орнаментов наиболее распространенными были изображения круга, ромба, восьми- и шестиконечных звезд. Часто на ювелирных изделиях изображалась "валюта" — спиралеобразный изогнутый орнаментальный мотив, известный с античности.

Среди растительных орнаментов преобладают изображения листьев, корзин с розами, плодами, ветки цветов, бутоны, лилии, виноградные гроздья, кипарисы. Эпиграфические орнаменты встречаются практически на всех виgax ювелирных украшений крымских татар. Их можно найти на тёпеликах, шейных украшениях, кольцах, брошках, амулетах. Они выполнялись как на металле, так и на камнях.

Геометрические орнаменты выражали космогонические представления крымских татар. Растительные и цветочные орнаменты составляли пышные декорации, опоэтизированную окружающую природу.

Эпиграфические орнаменты являлись захватывающей картиной шрифта. Часто в одном ювелирном изделии геометрические, растительные, цветочные, эпиграфические орнаменты были соединены вместе.

Большая часть украшений у крымских татар была многофункциональной. Ювелирные украшения выполняли инвестиционную, эстетическую, знаковую, апотропейную и продуцирующую функции. Все крымскотатарские женщины стремились иметь украшения. Е. Горчакова, побывавшая в обычной крымскотатарской семье на Южном берегу Крыма, отметила украшения дочерей хозяина дома: "Их пестрые ситцевые бешметы были плотно застегнуты на груди серебряными запястьями с чернью, такой же широкий пояс стягивал их стройную талию, на шее висели серебряные цепочки, в ушах длинные серебряные серьги" [13].

Еще наряднее одевались женщины в семьях крымских мурз и беев. О. Шишкина, познакомившаяся с дочерью Адиль бея Балатукова, писала, что "шея и грудь были у нее совершенно закрыты снизанными в несколько рядов золотыми турецкими монетами, здесь же была девчонка, у которой на груди была широкая жемчужная решетка" [14].

По количеству, дороговизне украшений можно было определить принадлежность той или иной женщины к определенным слоям общества. Но у крымских татар были и специальные украшения, выполняющие знаковые функции.

Замужние крымские татарки подвешивали на локоны на висках украшения — "зильф-аскы". На волосы подвешивали и украшения, имеющие апотропейную функцию. "Te, у которых волосы длинные, для предохранения от завистливого и дурного глаза к оконечности средних косок прикрепляли красиво отделанную ладанку со священною молитвою, как талисман благополучия", — писал Монастырлы Х. А. [15].

Кроме красивых женщин, от сглаза особенно берегли маленьких детей, сильных и ловких мужчин [16]. В Крыму "все пастухи ходили в бараньих куртках, с шиpокой черной перевязью через плечо, на которой в черном футляре хранится молитва Мохамеду — молитва, без которой ни один чабан не рискнет выйти на пастбище" [17].

Апотропейная роль надписей, цитат из Корана была ogной из главных у крымских татар. Но апотропейную функцию выполняли и цвета украшений (красный, черный, голубой), треугольные формы амулетов, ювелирных украшений. Защитную функцию выполняли и орнаменты в виде полумесяца, солнца, звезд. Кроме того, охраняющие функции приписывались также чесноку, окуриванию травами, кабаньим клыкам, заячьим головам, рубинам, голубому стеклу, сердолику, страусовым яйцам [18].

Оберегами, в силу своей замкнутой кольцеобразной формы, являлись кольца, браслеты, ожерелья, пояса. Считалось также, что многочисленные цепочки, подвески на ювелирных изделиях своим звоном отпугивали нечистую силу.

Об украшениях, которые имели продуцирующие функции, хорошо говорят изделия, надетые на манекен "невесты" в довоенной экспозиции Бахчисарайского музея. Так, на шапочке-фесе был надет "алтын-куйрук" — серебряное позолоченное украшение в виде треугольника, грудь "невесты" украшало "мерджан-герданлык" — ожерелье из кораллов, платье было застегнуто поясом с пряжкой — "кушак-баш" — с цепочками в пять рядов и подвесками в форме миндаля, на "невесте" был восьмигранный амулет с двумя трубочками "масыр".

Трубчатая и треугольная формы на Востоке рассматриваются как соединение мужского и женского начала [19]. Пожелание плодородия связывалось с ромбообразной формой, изображением миндаля, кораллами.

Кроме того, оберегом и символом женского начала считался перламутр, своим блеском напоминающий свет Луны. У крымских татар с пожеланием изобилия связывалось и изображение петуха [20].

В общем же все ювелирные изделия крымских татар были одухотворены формой, цветами, орнаментами, и сейчас лишь остается сожалеть, что эти традиции утрачены.

 

Литература

1.                  Кустова М. Г. филигрань. БГИКЗ, рукопись.

2.                  Боданинский У. А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму. Симферополь, 1930.

3.                  Никольский П. В. Бахчисарай. Культурно-историческая экскурсия. Симферополь, 1924.

4.                  Паллас П. С. Путешествие по Крыму в 1793 и 1794 годах // ЗООИД, т. 12. Ogecca, 1881. с. 77.

5.                  Никольский П. В. Ук. соч., с. 29.

6.                  Боданинский У. А. Ук. соч., с. 27.

7.                  Горчакова Е. Воспоминание о Крыме. М.,1881. с. 68.

8.                  Монастырлы Х. А. Одежда крымских татар // Третья учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Симферополь, 1890. с. 213.

9.                  Каралезли Х. Старинный обычай татарского заручения и свадьбы в деревнях: Дерекой, Ай-Василь и Алупке Ялтинского района // Забвению не подлежит. Казань, 1992. с. 228.

10.              Бонч-Осмоловский Г. А. Брачные обряды татар горного Крыма // Известия государственного Русского общества. Т LVIII, 1926, в.1. М.-Л., 1926. с. 26.

11.              Пословицы и поговорки // ИТУАК, № 52. Симферополь, 1915. с. 47-61.

12.              Никольский П. В. Ук. соч., с. 11.

13.              Горчакова Е. Ук. соч., с. 154.

14.              Шишкина О. Заметки и воспоминания русской путешественницы по России в 1845 году. СПб., 1848., часть II. с. 105-106.

15.              Монастырлы Х. А. Ук. соч., с. 212.

16.              Мочульский В. Татарские народные поверья и соответствующие им параллели в сказаниях других народов // ЗООИД, т 25. Одесса, 1904. с. 17.

17.              Марков Е. Л. Очерки Крыма. Симферополь, 1995. с. 241.

18.              Мочульский В. Ук.соч., с. 18.

19.              Тохтабаева Ш. Х. Семантика казахских украшений // Советская этнография. 1991.— № 1. с. 99.

20.              Мочульский В. Ук.соч., с. 10.

 


Статья была опубликована на сайте: http://turkolog.narod.ru/

Категория: Medeniyet | Добавил: tairk (11/03/09)
Просмотров: 4733 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Malümat sayısı
Photo: 47
Blog: 2
Ekspeditsiyalarımız: 3
Failler konvolütı: 246
Maqaleler: 115
Qırıtatar folklorı: 238
Guestbook: 712
Akademik lüğatlar
Kitaplarımız

Copyright "Elyazma kitapları" İlmiy araştırma Merkezi © 2024