При глубоком анализе
сюжетов из фольклора крымских татар, мы прослеживаем органическую связь
крымскотатарского народа с его родным полуостровом. Не генетическая ли память,
вызвав тоску по живописному пейзажу крымских гор, аромату травы «Емшан»
(полынь) бескрайней степи, потянула народ на исконную Родину.
Горы! Именно с ними
связана младенческая пора наших далеких пращуров. Как тут не вспомнить
удивительную легенду, повествующую о колыбели «Алтын бешик» («Золотая
колыбель») спрятанной в пещере горы Ай-Петри и которую суждено увидеть лишь
человеку с самым чистым сердцем!
А, что значат для
человека сказки, легенды предания?..
Песни, легенды и
сказки, созданные народом выше самых благородных тропинок человека к мечте!..
Сказки, предания –
великая духовная связь живых и ушедших. Это когда приходит в твое сердце твой
древнейший предок, чтобы сказать выстраданную им правду, – правду горькой
народной мудрости, славящей единство. Он вложил эти жемчужины, словно чистые
застывшие слезы народа в сказки, легенды и предназначил детскому сердцу,
которые будут с ним всю жизнь, и в трудную минуту, внезапно открывшись, удивят
великой пророческой силой.
Душа народа – в его
легендах. Немецкий народ, обожествивший жажду познания подарил миру легенду о
Фаусте. Русские, сокрушаясь по утраченной свободе, создали легенду о не
видимом для врага граде Китеже.
А какое зерно истины
сокрыто в «Золотой колыбели» крымских татар?
Легенда «Алтын бешик»,
несмотря на то, что прикрыта вуалью ислама, все же проторена по древним
сложившимся законам мифологического мироощущения наших предков. Фольклорная
традиция, посредством своих героев, традиционно именуемыми в
этнографической литературе джиннами, раскрывает перед нами картину былого.
Географические
координаты крымского полуострова со времен античности в начале XVII в. (!) Дортелли Д’Асколи резюмирует так: «Этот полуостров, находящийся в крайних пределах
Европы и под звездой Ţ («Темир казык» - Полярная звезда)», эта Татария
называется Крымской».
Такие представления о
Крыме и Великой степи, станут отправной точкой в суждении автора.
В древней Греции жил
скиф Абарис. О нем сообщает Геродот и пишет, что он из страны Борея –
счастливой страны скифов. Пять лет живя в Ольвии (Причерноморье) и изучая
скифов, в 445 году до н. э. Геродот в Афинах прочел свою книгу об этом
удивительном народе, и поведал о том, что, и Пифагор из скифской Страны
счастья, и у него бедро было из золота с гор Рип. Он и ему подобные, заключает
Геродот, бессмертны, потому что испили из вечно журчащего источника бессмертия,
текущего в полной тьме. Там, в горах Рип, где все созвездия ходят вокруг одной
звезды… И самое главное, он видел истечения света из Космоса на землю (северное
сияние).
О какой «Стране
счастья» идет речь и какое отношение все это имеет к «Золотой колыбели»
крымских татар?
Непроходимые горы Рип
из серебра и золота, по представлениям древних охраняет страшная птица Семург.
И страна счастья находится за этими горами.
Всех останавливает
холод и снег. Это царство Борея как говорили скифы. Это царство вечной Зимы
(Борей – северный ветер у славян. У крымских татар – Бора). Лишь чистые
душой могли попасть в «Страну счастья». А Гоги-Магоги, Яджуджи-Маджуджи, живя
по эту сторону Рип, несчастны (у крымских татар определение несчастный –
гарип).
«Мир – вечен» –
говорили скифы. Так же вечно Северное сияние (источник бессмертия). Мир
исходит, истекает на землю из Космоса, – живой образ эманации из «Страны
счастья» в «золотую колыбель».
|