"Elyazma kitapları" İlmiy Araştırma Merkezi
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 24/04/27, 11:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Navigatsiya
Kategoriyalar
Antroponimika [1]
Edebiyatşınaslıq [21]
Folklor [13]
Sahnacılıq [4]
Tarih [11]
Tenqid [4]
Tilşınaslıq [19]
Kitaphanecilik [0]
Matbuat [32]
Maarifçilik [2]
Medeniyet [6]
Mimarcılıq [1]
Müzeşınaslıq [1]
Soyadlar bazası
"Tamırlarıñnı ögren"
Aqmescit Devlet Arşivinde
Soyadıñnı tap!
Statistics
Продвижение неизбежно Апдейты поисковых систем
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Edebiyatşınaslıq

Усеинов Тимур Бекирович: Дидактические произведения Газаи

Необходимо отметить, что значительное место в произведениях крымского автора занимает дидактика. Продолжая традиции Навои и Физули, поэт в своих наставлениях и поучениях, как бы обобщает и систематизирует их опыт.

Следует традиции, автор в размышлениях лирического героя-влюбленного, предает моменты биографического характера, философию своей эпохи, не восприятие сложившейся общественной ситуации.

Существуют отдельные стихи и поэмы. Целиком несущие дидактическую мысль. Они посвящены проблемам жизни общества, критике власти имущих. Проповеди высоких нравственных идеалов и принципов, набожности, напоминанию о бренности и коварности мира и т.п. Как правило, такие произведения пишутся в минуты душевного волнения, в состоянии возбуждения и потрясения каким-либо событием или фактом, в минуты глубоких раздумий о жизни и смерти, о закономерностях материального мира.

Газаи выступает проповедником моральной чистоты. Своими наставлениями и советами он желает хоть немного исправить общество. Его слова утверждают превосходство людей высокой нравственности над теми, кто игнорирует справедливость и моральные устои.

В произведениях вырисовывается образ Идеального Человека, прототипом которого является пророк Мухаммад. Уподобившись ему общество могло бы выйти из сложившегося кризисного положения. В исключительном варианте этот образ объединяет в себе целый ряд качеств, присущих настоящему мужчине, и прежде всего чувство собственного достоинства. Потеряв это чувство, человек теряет весь смысл своего существования. Чувство собственного достоинства порождает еще одно немаловажное качество Идеального Человека – чувство доблестного, мужественного защитника Отчизны. Порой все остальные положительные качества меркнут перед ним.

По мнению Газаи Настоящий Человек должен овладевать науками, которые помогают ему в преодолении жизненных трудностей и разрушают невежество – самое большое зло. А мир невежественного человека – это бесполезный мир:

3. … Пред знаниями не склонился человек, жаль

   Остался мир невежественный и бесполезный, также…

   [3, c.79].

Невежды, не задумывающиеся о смысле жизни, чрезмерно любят материальные ценности бренного мира, стремятся к высоким постам и т.п. Позиция поэта проста – чтобы не имел человек на этом свете – все это вещи второго плана. Настоящий человек не должен, находясь на каком-либо посту, заноситься: он должен выполнять собственные обязанности честно и добросовестно.

Волей судьбы находящийся на влиятельном посту, человек должен быть носителем мудрости, справедливости и дальновидности – одним словом, мыслить в государственных масштабах:

4. … По приходу в мир, мужчина (человек – У.Т.)

    Государственную голову имеющий сын нужен…     [3, c.69].

В государстве проживают великое множество бездельников и нахлебников, скрывающихся под различными масками. Газаи призывает этих людей заняться делом, и только в этом случае от них будет прок:

12. … Сейчас глупцы себя считают просвещенными

Однако ж тысячу раз совершив оплошность он, не сможет и                  вскипятить казан… [3, c.46].

По – мнению автора имущество, земные, материальные блага уводят человека от истинных духовных ценностей:

 3. … Имущество мира – есть темница мусульманину… [3, c.85].

Многие настоящие поступки совершаются под воздействием соблазна обогащения. Газаи отмечая это, подчеркивает, что душа и сердце любого человека напрасно стремятся к земным благам: главное – не терять головы.

Одним из основных мотивов дидактических произведений Газаи является призыв автора к благочестию и набожности. Имущество ничто. Оно не дает никаких гарантий безопасности. Не нужно стремиться к обогащению, а необходимо, пока не поздно, делать добрые дела, так как благосклонность Творца связана отнюдь не с богатствами человека:

6. …О душа, видя сокровища вечного мира, не дай обмануть себя коварному времени

Если взглянешь прямо, кому оно (время – У.Т.) было верным… [3, c.75].

Призыв к набожности открыто звучит в поэме «Долап» («Водяное колесо»). Все наблюдаемое вокруг происходит с согласия Всевышнего и во всем нужно уповать лишь на него:

38. …Если задумал ты достичь совершенства

                     Уповай во всех делах на Могущественного Аллаха.

39. В двух мирах если хочешь спокойствия

      Слезы проливай (повинуйся – У.Т.), стань набожным…

41. … Прими все, что пошлет рок

От Всевышнего знай, от Всевышнего знай, от Всевышнего [3, c.50].

Автор пишет о бренности человеческой жизни и призывает одуматься пока еще легкомысленно относящегося к этому вопросу человека.

Божественные законы без внимания никого, даже могущественных, влиятельных мира сего («Шах мира») – государей. И если суждено им «переселиться» в иной мир, никто не в силах препятствовать этому:

6. …Если шахом мира будешь – нет тебе проживания (вечного на земле – У.Т.)

Сделает небо тебя причастным к переезжающему… [3, c.85].

Поэт называет мир семиглавым драконом, который «уничтожил» скольких великих людей: пророков, падишахов и праведников. Проводя аналогии с игрой в шахматы, автор пишет о «шахах» (государях), которым «мир» (судьба) ставит «мат», а в ответ они не могут ничего поделать, а точнее сдвинуть и «коня» ( и одну фигуру) на доске:

30. …Вселенная – это семиглавый дракон

      Человека, занятого в жизни деньгами уничтожает он.

31. Скольких посланников (пророков – У.Т.) ядом напоил

      Сотни тысяч праведников через это провел.

32. Сколько падишахов приводят туда – им ставят мат

                     При желании даже не сдвинется ни один конь (шахматный конь – У.Т.) … [3,c.49].

В мусульманском обществе преобладающей на протяжении многих веков оставалось фаталистическая позиция о предопределенности судьбы человека и зависимости всего происходящего от воли Аллаха. Так «предопределение судьбы и поведения человека утверждается многочисленными стихами Корана, хотя и в нем имеются аяты, которые могут рассматриваться как отрицающие слепой фанатизм» [2, c.168].

Действительно, в творчестве Газаи редко, но звучат нотки фатализма. Но в основном поэт лишь отчасти соглашается с выше указанной позицией. Признание полной предопределенности исключает какие-либо действия человека на пути самосовершенствования.

Веря в судьбу, человек по – мнению Газаи, должен и сам предпринимать попытки, действия для разрешения той или иной сложившейся ситуации. Человек обладает свободой воли, которую Всевышний даровал ему, как милость – милость, смысл которой в испытании человека. Возникает вопрос: «Зачем Богу нужно испытывать человека?» – Чтобы выявить добродетель человека в испытании пророком. Вот, что пишет об этом Джеляледдин Руми (1207-1273): «Целомудрие ничего не стоит, если отсутствует искушение пороком» [4, c.1752-1753].

XVI век – это век безжалостных, беспощадных военных походов, где любой момент человек может распрощаться со всеми планами на будущее. Это время, когда грань между понятиями «жизнь» и «смерть» настолько стерта, что над этим вопросом просто не задумываются. Ненасытное колесо войны «сметает» десятки тысяч жизней. И внутри государства жизнь не ставят ни в грош, человек же, находящийся на ханском престоле, подвергается еще большей опасности.

Поэт призывает не быть невнимательным, не заблуждаться в мире, не доверять окружающим. Пока есть воля и выбор нельзя пускать дела на самотек, в противном случае роковой ветер («подлый ветер») настигнет и разрушит все существование.

Настоящий человек – это не только набожный человек, но и человек – защитник своей веры.

Он осуждает предательство и лжесвидетельство во имя собственного оправдания. Нижеследующие строки имеют связь с окружающей поэта  действительностью : бегущие с поля битвы особы «порочат» перед турецким султаном персону Газаи, оставшегося во главе войска:

2. …Не бегите (мусульмане – У.Т.) от сабель и топоров – трудитесь на пути веры

    Если есть от этого вред – пусть он будут на моей совести… [3, c.37].

В дидактических произведениях некоторых восточных авторов наблюдается ограниченность мировоззрения. Так например, «к  проявлениям ограниченности мировоззрения Джами следует отнести следование его средневековым представлениям относительно умственной неполноценности женщины, а также проповедь безбрачия» [1, c.204].

Хочется отметить, что подобного рода настроения в творчестве Газаи не прослеживаются.

Естественно, поэт не ставит вопроса о коренном переустройстве существующей социально-экономической обстановки. Показывая истинное лицо высокопоставленных особ, грабящих собственный народ и приводящих к постепенному краху страны, нечистых на руку представителей духовенства, он размышляет о будущем общества, ищет пути выхода из сложившейся не совсем здоровой обстановки. Газаи рисует портрет обладающего рядом основных положительных черт Настоящего Человека, уподобившись которому социум может развиваться и в будущем.

Бесспорно, дидактические произведения Газаи – это бесценная, неразрывная составная сокровищницы, называемой средневековой дворцовой крымскотатарской литературой.

 

Литература:

1.      Афсахсод А. Лирика Абд ар-Рахмана Джами: Проблемы текста и поэтики. – М.: Наука, 1988, – 326 с.

2.      Степанянц Г. Гуманистическая традиция в мусульманской культуре // Общественные науки и современность. – 1994. – № 4. – С. 167-170.

3.      Ertaylan İ.H. Gazi Geray han. Hayatı ve eserleri. – İstanbul, 1958. – 91 s.

4.      Rumi J. Mathnawi-i Mana (на перс. яз.). – London, 1925-1940. – 1752-1753 s.

 

 

Категория: Edebiyatşınaslıq | Добавил: tairk (11/03/14)
Просмотров: 1240 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Malümat sayısı
Photo: 47
Blog: 2
Ekspeditsiyalarımız: 3
Failler konvolütı: 246
Maqaleler: 115
Qırıtatar folklorı: 238
Guestbook: 712
Akademik lüğatlar
Kitaplarımız

Copyright "Elyazma kitapları" İlmiy araştırma Merkezi © 2024