Yaqubov Fevzi Yakuboviç — Якубов Февзи Якубович
[1937] уроженец Черноморского района Крыма. Здесь в предвоенные и суровые военные годы прошло его ранее босоногое детство. Здесь и именно в эти годы он познал и впитал пьянящую прелесть и дух Крымской степи – пронизывающие память на всю жизнь запахи весенних цветов и щебетанье птиц. Оценил красоту грациозно чарующего коня, услышал народные легенды, рождающие зов предков, зов земли, зов Родины. Здесь, магия свободного полета степного беркута, мощь конского табуна и искренняя песнь жаворонка формировали основы его характера: открытого, широкого, целеустремленного. Здесь он перенес черный день беспричинного выселения из родного дома в долгий путь изгнанников, оставивший кровавый след в душе: военные с требованием 15-ти минутных сборов, растерянная, плачущая мать с двумя детьми и тетя с грудным ребенком, люди, теряющие сознание от духоты и запаха мертвых в телячьем вагоне, дождь вшей перед баней, среднеазиатская жара, болезни и смерти от малярии. И здесь же первые ощущения теплоты добра: кусок лепешки, глоток воды, чашка супа, предложенная хозяйкой незваному гостю, старушка-узбечка, ухаживающая за больными и старик-узбек, приносящий целебные травы, навсегда сохранившаяся память о Добре Земли Узбекской, о величии этого народа, отвергнувшего навешанный сталинским режимом ярлык народа-предателя, спасавшего, братавшегося. Безотцовщина военных времен. Еще не в школе, но торговля на базаре всякой всячиной, мука на заработанные деньги и блины собственной заливки.
В первый класс – без тетрадей, книг и босиком, к зиме – в порванных галошах. С 5-ого класса в школу на велосипеде – ежедневные 16 км по гравийной дороге в мороз, ветер, дождь. На каникулах – обязательные заработки: производство и обработка шелковых коконов, формование кирпича-сырца, заготовка дров на зиму, разовые работы по найму.
Постоянное недосыпание, но классическая литература, шахматы, оригинальные математические задачи по ночам, золотая медаль и студент машиностроительного факультета Ташкентского политехнического института, в котором 37-летняя трудовая, научно-педагогическая деятельность. Учеба у профессоров из Киевского политехнического института, эвакуированных в Ташкент в годы войны, активная общественная жизнь – секретарь комитета комсомола курса, факультета, института, руководитель многочисленных студенческих отрядов на уборке хлопка, казахстанской целине, стройках страны.
[1966] аспирантура и досрочная защита кандидатской диссертации.
[1969-1975] Секретарь партийного комитета института в период его бурного развития. Работа в режиме сложнейших проблем, проб и ошибок, поиска единомышленников и формирования бесценного опыта работы с людьми.
[1975-1993] заведование кафедрой «Технология машиностроения».
[1984] Защита докторской диссертации. Подготовка под непосредственным руководством 16-ти кандидатов и 3-х докторов наук. Публикация более 120-ти работ. Создание Ташкентской научной школы, получившей признание практически во всех научных машиностроительных центрах дальнего и ближнего зарубежья.
[1986-1991]Член советов по технологии машиностроения ГКНТ СССР, по технологии машиностроения, станкам и инструментам министерства Высшего и среднего специального образования СССР.
[1989-1993]Зов и возвращение с народом на Родину. Обоснование и мощная подготовительная работа со специалистами, ВУЗами и властью открытия института: единомышленники и оппоненты, размышления и дискуссии, открытые и кулуарные решения.
[1990]Организатор и руководитель крупной научной конференции ученых Крыма и крымских татар, названная в печати первым интеллектуальным походом крымских татар в Крым.
[1993]Создание «с нуля», «с чистого листа», с «имуществом, умещавшемся в одном портфеле» Крымского государственного индустриально-педагогического института и его ректор. Решение сложнейших материально-технических и кадровых проблем, горячие дни и бессонные ночи, энтузиазм и упорный труд первых педагогов, первых сотрудников, первых аспирантов.
[2002] Результат – становление института в период развала экономики и развитие его до соответствия университетскому уровню с 5-и тысячным коллективом. Практическая отработка модели, сочетающей подготовку научно-педагогических кадров для различных отраслей Крыма с возрождением языка, культуры и истории депортированного крымскотатарского народа. Углубление интеграционных процессов на основе взаимообогащения культур и утверждение культа Добра. Строительство на этом мотиве уникального монумента «Возрождение» на территории университета, возведенного в знак признательности узбекскому и украинскому народам и всем, кто проявлял гуманизм к судьбе крымских татар, получившего Национальную премию Украины имени Т.Г. Шевченко.
Определение стратегии университета как ответ на потребности Украины, Крыма и времени. Это строительство «Центра полиэтнической культуры молодежи», поддержанное специальным поручением Президента страны, обеспечивающее гармонизацию и взаимообогащение культур на стадии формирования мировоззрения специалиста – гаранта мирного развития Украины.
Сегодня крымский государственный инженерно-педагогический университет – это современный научно-учебный комплекс, объединяющий 8 факультетов, Симферопольское педагогическое училище, 25 кафедр, научно-исследовательский центр крымскотатарского языка, литературы, культуры и истории, ряд специализированных лабораторий и видимые горизонты оригинальных научных школ. За всем этим стоит неукротимая энергия, организаторский талант, оптимизм, вера в творческие силы народа и упорный труд Ф.Я. Якубова.
Люди и события. Ошибки и успехи. Наказания и награды. Первых практически не было. Вторых, к счастью, много. Главные из них:
[1989]«Заслуженный деятель науки Узбекской ССР».
[1997]«Заслуженный работник народного образования Украины»,
[2004] Герой Украины,
[2005] Лауреат Национальной премии имени Т.Г. Шевченко.
|